Рецензия на книгу
Grande meraviglia
Виола Ардоне
Аноним17 ноября 2024 г.В другой книге Виолы Ардоне, которую я недавно читала, главной темой стала борьба с итальянским законом о реабилитационных браках, здесь же речь пойдет о карательной психиатрии и психиатрической реформе в Италии.
Эта история начинается с погружения в правила Полумира – так называет психиатрическую лечебницу пятнадцатилетняя Эльба, которая родилась и выросла в ее стенах, несмотря на то, что была совершенно здоровой.
Она рассказывает молчаливой Новенькой о жителях Полумира: о докторе Гадди и медсестрах Жиллет и Лампочке, о том, как ведет дневник умственных расстройств и верит, что ее мама жива, хотя все говорят обратное.
Налаженную жизнь лечебницы предстоит всколыхнуть молодому увлеченному «докторишке», который верит в терапию больше, чем в силу электрошока. Именно он считает своим долгом подарить Эльбе нормальную жизнь за пределами лечебницы и выступает одним из борцов за закрытие подобных учреждений.
Виола Ардоне невероятна. То, какие темы она выбирает, как изящно играет с текстом, ведет внутренние монологи и деликатно цепляет струны души, играя на них свою печальную мелодию, просто завораживает.
Как мастерски она дает выговориться герою, выставляя все так, будто он обращается напрямую к читателю, при этом ведя диалог с кем-то безмолвным.
Будь то беседа с молчаливой Новенькой, местной собакой или менеджером техподдержки, а может, письмо или запись голосового сообщения, разговор с соседом, застрявшим на своем балконе, или мысленное обращение героев к друг другу.
Эта книга говорит голосами многих женщин, когда-то помещенных в психиатрические лечебницы за то, что были слишком шумными, несговорчивыми, неудобными.
Она о разрушенных судьбах и украденных жизнях. Но еще она о свободе и о выборе. И, конечно же, о любви – великом чуде любви.
11387