Рецензия на книгу
Иди через тёмный лес
Джезебел Морган
Аноним15 ноября 2024 г.В любой непонятной ситуации выходи в окно! Это не призыв. Это сарказм.
Я купился на аннотацию и обложку - факт. У книги были все задатки для интересной истории, а получилась бессмыслица в картонных декорациях.
Во-первых, если бы в аннотации хотя бы вскользь упоминали, что у нас здесь история об очередной попаданке, прошел бы мимо и не пожалел. Но обложка настраивает на сказочный лад, аннотация об этой неприятной детали умалчивает. Почему неприятной? Я не случайно упомянул окно. Наша героиня не то нарочно выходит, не то неловко пытается поймать улетающие перья... а потом раз - и из своей комнаты в городской квартире грохается не на асфальт, а в лес у черта на рогах. Ее реакция? Ну, к концу главы она приходит к мысли, что мечтать попасть в другой мир не стоило. В общем, это все.
На кой черт ее занесло в другой мир? Это уже во-вторых. Наша героиня отправляется спасают похищенную Финистом младшую сестру. Почему? Нет, вопрос не странный. Странный ответ: потому что ДОЛЖНА. Наша героиня не хочет возвращать Марью. Не хочет видеть ее в своей жизни - и в какой-то момент говорит об этом прямо. Да и очевидно не любит. Но - она ДОЛЖНА. Она всем всегда должна, а никто ее даже не благодарит! Чувствуете, почему она начинает бесить буквально с первых страниц? Это не история о том, как старшая сестра отправляется спасать младшую, потому что любит ее и хочет защитить от хтони. Это не история о том, как героиня идет сквозь опасности, заодно находя саму себя, осознавая, что за попытками обеспечить себя и сестру (и алкоголичку-мать заодно) она многое упустила в отношениях с родным человеком, который дорог ей. Нет. Это история о страдалице, которая взвалила на плечи тяжкий крест, а теперь демонстративно его тащит. И все это от первого лица.
Между прочим, проникнуться отношениями сестер действительно негде. Сначала они собачатся - младшая, подросток, выпендривается из принципа (и, очевидно, потому, что чувствует нелюбовь), старшая ее воспитывает на каждом шагу. Вспоминать, как миленько играли в детстве и были не разлей вода, не помогают - к тому моменту уже все прекрасно понимаешь о мотивации и отношениях. Концовка не срабатывает тоже. Младшенькая стала лучше себя вести - ура, наша героиня достигла. Стали ли их отношения при этом теплей? А зачем. Мы ведь помним, что сестра нашей героине только мешает. Но и без сестры она не может - ради кого тогда страдать =)
Сказочный мир - в-третьих. Он вроде есть, а вроде бы и нет. Сказочные персонажи, опасный лес, у героини даже есть свой персональный Волк - правда, тоже выходец из нашего мира, несостоявшийся шаман. На искаженных сказочных героев было бы интересно посмотреть, прогуляться в действительно опасном лесу, переживать за героев. Но переживать не получается. Не получается даже проникнуться - ешь, как манную кашу. С самого начала героиню сковывают определенными запретами: ничьей помощи не принимать, никого не благодарить, бога не уминать. Спойлер: ей помогает только последнее, и хотя бы за это плюс, получилось находчиво. Но вот все остальное просто не нужно. Потому что не работает. Героиня буквально сразу нарушает запреты, принимает помощь - и даже не понимает, от кого. А вспоминает о том, что нельзя, только когда это удобно ей или сюжету. К тому же ее страхуют волшебные амулеты. Но не страхуют. Будет ли ей что-то за нарушение? Нет. Вернее, да, но по другим причинам: весь ее путь, по большому счету, предопределен.
Из Финиста, кстати, абсолютно унылый и такой же картонный, как окружение, злодей.
Повторюсь: история могла бы быть по-настоящему интересной, атмосферной, сказочной. Но либо в других руках, либо автор над ней просто не старалась.
Кстати, о стараниях. Ход с попаданцем играет против книги даже в языке. Потому что язык не создает атмосферу. Не показывает, что героиня здесь чужая - ноль проблем, ноль недопониманий. Все усреднено, пресно и скучно.
9209