Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Чудовища из Норвуда

Кира Измайлова

  • Аватар пользователя
    conceptual_shark12 ноября 2024 г.

    Из нескольких ретеллингов сюжета выбрал "Чудовищ" по двум причинам: когда-то мне их советовали и они легко нашлись в формате аудио. Пожалел только один раз: когда наша красавица явилась к чудовищу и повела себя как хамка, которой все можно просто потому, что она здесь - главная героиня, склонитесь же пред ней. Да, можно сказать, что в итоге и склонились. Но после того, как Триша показала свои лучшие стороны.

    Измайлова очень далеко уходит от романтичного образа Белль - и попутно иронизирует. Не совсем над каноничной героиней скорее, над лицемерными людьми, которые прикрывают неземной одухотворенностью вполне прагматичные и эгоистичные мотивы, а на других, по большому счету, плевать хотели. Главное - подать себя в выгодном свете. Хочет ли Летиция спасти из заточения тетю, несчастное чудовище? Нет, Летти хочет, чтоб именно она кого-то спасла. Не могу порицать автора. В этом смысле практичная, приземленная и не скрывающая этого Триша выглядит лучше - честнее. Она хочет жить хорошо - и почему бы окружающим не жить хорошо тоже? Но до конца простить ей хамское поведение я все равно не смог.

    Еще камешков в огород. Незамужняя и уже ни на что не рассчитывая, не желающая зависеть от брата женщина в поисках лучшей доли отправляется к чудовищу вместо одной из племянниц - раз обещали не убивать, хуже ведь не будет? Нет, ну теоретически... Это еще не камень. Сейчас будет. Триша очевидно считает себя очень рассудительной и прозорливой, но с логикой у нее бывает и похуже. Почему бы не поставить эксперимент, помрет ли Грегори - наше чудовище - от экспериментов с выпечкой, если известно, что его прокляли и он рискует подавиться хлебом и умереть? Да, у Триши есть некоторые основания предполагать, что ничего не произойдет, но рискует-то не своей жизнью. Возможно, мне слишком живо представилось, как аллергику подсовывают что-нибудь, что он есть не может. Ведь если не узнает, то ничего и не случится, правда? =) Почему бы не сказать, что к исчезновению младшей племянницы может быть причастная фея, если понимаешь, что у этого события могут быть опасные последствия, и твоему чудовищу стоило бы держать ушки на макушке? Ну ничего, обошлось же в итоге! Но осадочек остался - у меня. Как будто висело одно ружье на стене, выстрелило другое, но все равно не туда.

    Чудовище туда же. Про альтруистично-эгоистично-самоедскую попытку Грегори подсунуть Трише кого-нибудь, с кем она радостно убежит в закат и не увидит его, Грегори, печальной смерти, просто помолчу.

    В остальном же героиня мне даже понравилась: она делает то, что умеет - налаживает быт, находит общий язык со слугами, и другими, более волшебными обитателями поместья. Как полагается героине сказки, старательно выполняет некое задание, которое в итоге всех спасет. Опять же, Триша максимально не похожа на каноничную Белль, далека от Диснея - и это смотрится неплохо. С чудовищем они - ну просто союз, заключенный на небесах. В том смысле, что друг друга стоят: оба упрямы, с огромным удовольствием обмениваются шпильками и выпендриваются друг перед другом - каждый по-своему. Ну, это точно не худшая динамика, да и диалоги хороши. Выглядят живенько, наблюдать за развитием отношений достаточно интересно, в целом это лучшее, что я мог ожидать от романтической линии в ромфанте, серьезно. Нет, я не искушен в жанре и не стремлюсь =)

    Главное же, что меня интересовало - как обыграли сюжет сказки. И в этом смысле у меня вопросы только к концовке с Дикой охотой. Как будто фейри в разных проявлениях здесь вполне уместны, потому что местные феи - самые настоящие фейри, махровейшие, лучше не ждать добра ни от них, ни от их даров. И все-таки навевает мысли о боге из машины. Поэтому ощущения своеобразны. В остальном - мне действительно зашла такая вариация на тему, с такой героиней. Автор как будто делает отсылки к самым ранним версиям, к мадам де Вильнев с королевским происхождением чудовища и притязаниями феи, играет с происхождением Триши (нет, она не дочь короля и доброй феи, но в далеком родстве с Норвудами). Играет с именем. Есть и маленькие отсылочки к другим сказкам - например, отравленное яблоко. Я оценил.

    И финальным штрихом: мне понравилось, как написано. Читается - и слушается - легко, язык вполне приятный, не перегруженный красивостями, не убогий, задает атмосферу, причем не столько сказки, сколько легкого околоисторического романа.

    3
    92