Рецензия на книгу
Don't Make Me Think: A Common Sense Approach to Web Usability
Steve Krug
Аноним12 ноября 2024 г.Думать не надо. Совсем.
Итак, перед нами книга от дизайнера сайтов, но для кого она? Для дизайнеров сайтов, вестимо. А для каких дизайнеров? Давайте разберёмся, вот как нас встречает книга: «Many people appreciate the fact that it’s short, which was one of my stated objectives for the first edition».
То есть автор задумал книгу короткой, и читатели аплодируют ему стоя — книгу можно прочитать за 2 часа в самолёте, не без гордости отмечает автор. Так вот, исходя из этого, я могу предположить, что эта книга для ленивых дизайнеров, ведь какой здравомыслящий специалист будет черпать идеи из книги, которая посвящена такой сложной теме, как дизайн интерфейсов, и которую можно прочитать за 2 часа?
Но что представляет собой сама книга, может, содержание её не такое плохое? Книга представляет собой 200 страниц картинок, перемешанных с текстом. Именно, я не ошибся, это не текст с картинками, это картинки с текстом. И на протяжении всех этих 200 страниц автор пропагандирует действительно правильные идеи, описывая, почему один дизайн плох, а другой получше. Почему так делать стоит, а вот так не стоит. Книга оправдывает своё название — в ней описаны различные решения, которые позволяют пользователям думать меньше при использовании сайта.
Но вот всё время чтения этой книги меня не покидало ощущение, что нарушение правил, описанных в книге, происходит по одной простой причине — дизайном сайтов занимаются люди, не имеющие ни профильного образования, ни элементарной эмпатии. Да что там эмпатия с образованием — бог с ними, всех этих проблем можно было бы избежать, если бы тот, кто занимается дизайном сайта, пользовался бы им самостоятельно. Как сказал бы Спольски: «Eat your own dog food». Поэтому и получается, что книга это не для дизайнеров, а лишь для тех, кто себя так называет, не являясь таковым ни по призванию, ни по профессии. А следовательно, и читать эту книгу стоит только таким вот случайным людям: возможно, вы сможете взять и передрать некоторые решения из книги и тем самым сделать современный web лучше. Хотя кого я обманываю…
Как бы автор не пытался позиционировать свою книгу, она не является фундаментальной книгой по дизайну и устаревает, не успев выйти. О чем красноречиво говорят 3 издания книги, вышедшие за 15 лет, и тот факт, что современный web выглядит совсем не так, как выглядят картинки в книге. А советы из неё, как бы не пытался автор утверждать обратного, не являются фундаментальными. Это книга рецептов, а не фундаментальных основ. Хотя чего можно ожидать от книги, которая позиционируется специально для web? Или в других областях принципы дизайна отличаются?
Таким образом, подводя итог, я бы хотел сказать, что эта книга является обычным порождением современной «профессиональной культуры» — поверхностное чтиво для сомнительной аудитории. Стоит ли её читать? Если совсем читать нечего, тогда почему бы и не прочесть, но если есть другие варианты, то лучше почитайте их — того же Раскина или Нормана, к примеру.
036