Рецензия на книгу
Сочинения. Том 1. Николай II: жизнь и смерть
Эдвард Радзинский
Аноним26 февраля 2015 г.Детская доверчивость - чарующее качество для человека обычного - и роковое для правителя
Для меня всегда было тяжело писать рецензии на произведения, в которых в той или иной степени речь ведется об истории, но с чем именно это связано, остается лишь гадать – быть может, с тем, что я пока еще не чувствую за собой морального права кого-то судить (ведь речь идет о живших когда-то людях, а вовсе не о вымышленных персонажах); быть может, очень мало еще знаю эту тему и не очень представляю, кому из историков вообще можно верить; быть может, просто очень тяжело привести в порядок мысли и чувства, решить для себя что-то однозначно после подобных книг – вообще, на самом деле, по моему глубокому убеждению, для того, чтобы составить объективную оценку какому-либо историческому событию, нужно как минимум прочитать не одну книгу на эту тему. Поэтому, возможно, я так и подхожу к ним, к этим книгам – осторожно, с опаской, долго ходя вокруг да около. Однако, в противовес всему сказанному выше, надо заметить, что, как только мне на глаза попадается что-то в той или иной степени историческое, я сразу хватаю это – хотя бы просто прочитать, разобраться, обдумать самой – возможно, кстати, поэтому, что рецензия эта будет в большей мере рассуждение о прочитанном, нежели нормальный, полновесный отзыв.
С Эдвардом Радзинским я была к этому времени уже знакома – недавно читала у него случайно найденную в библиотеке «Гибель галантного века» - помню, тогда эта книжка мне понравилось, однако же не произвела такого сильного впечатления, как эта, быть может, потому, что в ней были в большей степени собраны легенды восемнадцатого столетия (хоть и тоже производящие впечатление), нежели настоящее изучение какого-либо исторического лица.
Я не знаю, насколько Радзинскому вообще можно верить, но скажу сразу – я ему поверила.
Да, я была там, и была молчаливым наблюдателем – сидела в царской ложе и вместе с молодым цесаревичем Николаем наблюдала восход будущей звезды русского балета – великолепной Матильды Кшесинской; вместе с ним же первый раз увидела девушку, гессенскую принцессу, которой суждено будет переменить всю жизнь Николая, Аликс, а позже танцевала на их помолвке; переживала дни спокойного счастья, а затем и крушение всех надежд царской четы, была вместе с ними в заточении, а потом наблюдала их казнь в той самой полуподвальной комнате Ипатьевского дома.
Радзинский пишет увлекательно – и это определенно идет в плюс книге. Также огромным ее плюсом можно считать то, что фактически все повествование построено на дневниках царской четы, в особенности, последнего русского царя – в тексте постоянно встречаются цитаты из его дневников, а отдельная глава даже целиком состоит из писем Аликс к нему и его ответов ей – я благодарна за это Радзинскому, ибо очень интересно было читать их, вчитываться, пытаться найти скрытый смысл между кружевом слов, столь красиво выстроенных в строки…Не хотелось бы сейчас никого судить – скажу только, что мне показалось, что Радзинский не так уж и негативно относится к Николаю, как может показаться на первый взгляд, напротив, порой, в некоторых моментах, он даже оправдывает последнего русского царя. Зато, как мне кажется, легко читается между строк негативное отношение писателя к его жене – к тому же, надо отметить, Радзинский практически никогда не называл императрицу Александрой Федоровной, предпочитая употреблять имя Аликс (так звали будущую царицу до ее восшествия на русский престол), и Григорию Распутину. Впрочем, не скажу, что у меня сложилось к супруге Николая II полярно противоположенное мнение – скорее, примерно то же, если исходить из ее дневников, и порой чересчур эмоциональных и давящих писем к мужу.
Многие говорят, что в этой книге чересчур заострено внимание на разных мистических совпадениях – и это действительно так, хотя иной раз совпадения действительно выпадали любопытные. Также говорят, что из всех углов торчат уши автора, что, в любом случае, не есть хорошо – да, иной раз меня и саму раздражали порой весьма неуместные упоминания автора о себе. Порой действительно казалось, что уж очень пафосно написаны некоторые моменты, хотя, к слову сказать, произведению этому подобная манера письма странным образом идет. Однако, в конечном итоге, все эти минусы все равно не помешали мне насладиться этим произведением.
Кстати, Радзинский довольно часто использует необычный прием (во всяком случае, в каких-то других произведениях я ничего подобного не встречала) – к примеру, он пишет о маленьком мальчике, каком-либо родственнике царской семьи, и сразу же рассказывает читателю, как и при каких обстоятельствах он погибнет. В итоге создается напряженное, довольно зловещее впечатление от прочитанного, однако, опять же, прием любопытен, и в контексте данной истории не вызвал негативного впечатления.
Как итог, могу сказать, что мне понравилось – да, читать было тяжело и даже больно, на некоторых моментах я даже прерывалась, чтобы подумать или просто выдохнуть, но затем, не выдержав, вновь брала книгу и погружалась в текст с головой… И потому вопросов о том, какую оценку поставить, под конец уже даже не возникало. Думаю когда-нибудь почитать у Радзинского еще что-то – хотя, если это и произойдет, то явно еще не скоро.
5128