Рецензия на книгу
Ткань Ишанкара
Тори Бергер
Аноним10 ноября 2024 г.Ромфант, который отрицает, что он ромфант
Тори Бергер
"Ткань Ишанкара"
Из цикла "Ишанкарская сага", книга 1Помнится, упоминания об этой книге и отзывы на нее среди книжных блогеров мне попадались еще года два назад, более того, эти отзывы даже привлекали к данной книге мое внимание, воспаляя ожидания на нечто качественное. Впрочем, тогда я и отзывы в постах книжных блогеров чаще читал, не то что сейчас. Тем не менее, раз уж представилась возможность в рамках марафона, то почему бы и не ознакомиться наконец. Ожидания были осторожные: несмотря на то, что в попадавшихся мне на глаза отзывах упоминались закрученные интриги и жестокие моменты, а также говорилось об отсутствии обычных штампов романтического фэнтези, градус сбивался за счет дизайнерского решения по оформлению обложки, поскольку сложно представить себе такую романтическую обложку в сочетании с творящейся внутри жестью.
Что же я мог бы отметить после прочтения. Ну прежде всего - конскую продолжительность: больше тысячи страниц (по настройкам шрифта в моей читалке), на которые я потратил целых десять дней. Эту огромную книгу можно было спокойно разделить на две, да и часть сцен можно было сократить или вовсе убрать. При таких размерах даже кажется странным, что это все еще одна и та же история, начинают возникать вопросы о связности происходящего в рамках одного произведения. Будто автор писала трилогию, но в какой-то момент забыла поделить их на части и они вышли как одна огромная книга. Даже интересно, как там дела в этом плане с другими книгами серии. Если первая книга в тысячу страниц, и вторая ("Господа Игры") даже разделена на два тома, то сколько же там - две, три тысячи страниц?
Что же сказать по сюжету.
Живущая в России девочка с необычным именем Тайра с детских лет могла видеть призраков и разговаривать с ними, так познакомившись с призраком волшебника по имени Сэл, который стал учить ее некромантии. В какой-то момент, когда девочке было уже тринадцать лет, Сэл решил, что больше не сможет ее учить, из-за чего стал готовить план, по которому Тайра должна была стать студенткой волшебной школы Ишанкар и ученицей тамошнего штатного некроманта Йена хет Хоофта. А для этого Сэл устроил ее встречу с Гораном, бывшим студентом Ишанкара, когда-то подававшим большие надежды в глазах ректора. План прошел как по нотам: Горан стал готовиться занять пост ректора и ходатайствовал о принятии Тайры под крыло Йена, что вскоре и произошло. Дальнейший сюжет разворачивается на протяжении около пяти лет: в конце книги Тайре недавно исполнилось восемнадцать. Она сначала учится у Йена некромантскому ремеслу, а после окончания обычной школы поступает на обучение в Ишанкар одновременно с обычным неволшебным вузом в Петербурге.
Прием ее в Ишанкар был связан с некоторыми трудностями, так как после инцидента с некроманткой Зулейхой, жившей четыреста лет назад, в Ишанкаре перестали принимать в некроманты женщин; Горану и Йену пришлось заворачивать целую интригу с целью добиться разрешения для Тайры. Между тем, со времен той же Зулейхи волшебный мир в принципе с опасением относится к идее женщины в роли некроманта, в связи к юной Тайре отнюдь восторгов не наблюдается и ее обучение до официального поступления в Ишанкар пришлось проводить в обстановке секретности и фактически в опасных для жизни условиях. Что еще больше осложняется, когда Тайру наконец смогли принять в Ишанкар, ведь скрывать факт ее обучения становится невозможно, а значит и угроза для жизни значительно возрастает.
Собственно львиная доля событий в книге так или иначе связаны с интригами. Как следствие в большинстве сцен происходит только то, что кто-то с кем-то разговаривает, причем диалоги зачастую бывают странными, средненько прописанными, динамичных же сцен с активным действием наберется на полдюжины при таком конском объеме. Уж динамизма тут явно недостаточно. В диалогах и в авторских описаниях используются современные сленговые слова, что производит диссонанс, будучи встреченными в речах взрослых персонажей. Например, заклинания тут чаще всего "кастуют", несмотря на то, что в речи старшего поколения такое выражение смотрится странно.
Есть вопросы и к логике сеттинга. Здесь, как и, например, в книгах о Гарри Поттере, есть сосуществующие друг с другом волшебный и обычный миры, но там волшебники с обычными людьми не пересекались, постоянно жили и работали в собственной среде. Здесь же волшебники живут в двух мирах одновременно, многие получают как волшебное образование в Ишанкаре или других магических школах, так и обычное неволшебное и имеют неволшебные специальности. Так поступает и сама Тайра, которая становится студенткой одновременно в одном из петербургских вузов и в Ишанкаре. Фактически это означает, что волшебники просто в силу одного факта принадлежности к волшебному миру оказываются обязанными жить двумя жизнями, учиться или работать в двух местах одновременно. Несмотря на тесное взаимодействие двух миров, волшебный мир почему-то остается крайне архаичным в своих социальных порядках, волшебные церемониал и закон вообще производят впечатление средневековых, хотя при таких вводных это было бы маловероятно. Подобных нелогичностей здесь еще много.
Несмотря на то, что в попадавшихся мне отзывах об этой книге писали, что штампы романтического фэнтези там отсутствуют, они там как раз очень даже есть. Герои постоянно разводят романтические переживания, страдают от любовных терзаний, сюсюкают и нежничают, особенно отличился Йен под конец книги, который чуть ли не потонул в выражениях своего отношения к Тайре как к дочери. А Горана за аналогичными выражениями вообще можно было начать в нехороших вещах в отношении несовершеннолетних начать подозревать, но это сюжетно объясняется вполне реабилитирующим образом, хотя автор тут, несомненно, перемудрила.
Но что самое главное - во время чтения контакта с историей я не почувствовал. Не было полноценного внутреннего отклика. Эмоционально зацепить меня не удалось.
Что по итогу? Романтическое фэнтези, которое пытается утверждать, что романтическим не является, с конским объемом, в котором многое можно было сократить или вырезать, с нелогичным сеттингом и странным поведением персонажей, в том числе с некоторым подозрением на мэрисьюшность, с потерянной динамикой к тому же.
В заключение извинюсь перед автором и попрошу на меня не обижаться. Чувствую себя немного неловко из-за этого. Возможно, тон моего отзыва можно посчитать чересчур жестким, но я всегда стараюсь быть честным в своих отзывах. Я еще подумаю над тем, чтобы ознакомиться с другими частями серии.
Содержит спойлеры5193