Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Тун. Лето в розовом городе

Гай Маркос

  • Аватар пользователя
    Аноним10 ноября 2024 г.

    Эту книгу я читала в рамках движа "Она заставила меня это читать". И сама бы я никогда такое не выбрала для чтения и не занесла бы в список на прочтение. Потому что подобная литература - это не моё. После прочтения романа я не поменяла мнения - это все еще не моё. И при этом я не могу сказать, что плохо написано или выбранная автором тема дурацкая. Это просто не мой сорт травы.

    Персонажи. Книга вообще-то небольшая. И на мой взгляд автору не удалось в небольшом объеме раскрыть персонажей. Даже главную - Мариам. Абсолютно все герои в романе представлены довольно однобоко и почти плоско. Это не картонки, но еще и не объемные 3D модели. И если не задумываться вообще, не пытаться самой разобраться, что из себя представляет каждый из них, то даже и сказать про них нечего. Мариам бесила меня на протяжении всей книги. И это не хорошая "бесячка" от невероятно прописанного персонажа. Наверное, это просто реакция старой тетки с высоты своего опыта и возраста. Но она правда довольно бесячая. Тигран - тираносволоч. Я не люблю подобных мужчин, поэтому и тут мне не откликнулась история героя и его проблемы. Бабушка, к величайшему сожалению, вообще не раскрылась по ходу истории. Остальные же герои воспринимались не иначе как фон и декорации. Да и Тигран, кстати, тоже. Мало того, иногда я путалась в том, о ком именно идет речь в той или иной главе или сцене.

    Атмосфера. Да простят меня армяне, но их страна не относится к любимым. Да, я там никогда не была и не мечтала попасть. И, вероятно, поэтому не имею права так говорить об Армении. Но эта книга не заставила меня хотеть посетить Ереван или другие живописные места этой страны. Да и атмосферы этой неповторимой я не почувствовала. Был мааааленький намек на нее в сцене знакомства с продавцом фруктов, но это все. Целые "туристические" абзацы с описанием достопримечательностей Еревана также оставили меня равнодушной. Или дело во мне или автор не смог передать всю эту информацию из справочника более живым языком. Да и не возникло у меня ощущения, что Гай Маркос был (или была?) в тех самых описываемых местах.

    Язык / стиль автора. Написано неплохо. Примитивно? Да. Наивно? Да Поверхностно? Да. Но все-таки изредка появлялись интересные сравнения в тексте. Да и попытки добавить красок в повествование тоже присутствуют. Зато книга читается очень быстро, в некоторых сценах даже можно увлечься.

    Сюжет / сеттинг. Сюжет просто. И он может ввести в заблуждение. По крайней мере, меня он провел дважды. Мариам, девочка московского бизнесмена армянского происхождения, оказывается на больничной койке после трагедии. Ее общественность обвиняет в пьяном вождении и смерти нескольких человек в результате аварии. Отец ссылает ее на свою родину, в Ереван, к бабушке. Чтобы там Мари просидела под домашнем арестом и подумала о своем поступке. Мариам, конечно же, в афиге. Там еще и проблемы с парнем, его предательство, сбритые волосы. Короче, проблема на проблеме и проблемой погоняет. И после месяца добровольного заточения она все же решается выйти в свет. И начинается ее изучение Еревана, семьи и себя. Вот тут кроется первая обманка. Я думала, что роман будет именно об этом: как Мириам изменится, осознает себя, познает мир и повзрослеет. И в этом ей поможет семья бабушки и неповторимый воздух Армении. Отчасти так и есть - в финале с ней произошло примерно это. Но роман делает крюк и сосредотачивает все внимание на влюбленности (и даже любви) Мариам к Тиграну. Он появился на ее горизонте не случайно. Тигран - сын названного брата ее отца. И внук бабушкиной подруги. И хозяин туристического агентства, в котором Мариам будет работать и через который и добавлены туристические вставки. И это второй "крючок", на который я попалась. Потому что решила, что сейчас начнется любовный роман. А нет... Даже рядом нет. Просто страдания Мариам по недоступности Тиграна.

    Что еще меня смущало по ходу всей книги - постоянные перескоки в три разные временные линии. Зачем и для кого? Видимо, чтобы лучше понять, кто кому там приходится и что именно случилось в прошлом у отцов, дедов, бабушек, тетушек и прочей родни. Но мне было сложно. Когда переключались на юность женщин старшего поколения, я отключилась вообще от этих исторических справок. И понять лучше персонажей, кстати, мне это не помогло. Это просто такой "оригинальный" способ автора показать предысторию и экспозицию.

    Финал, конечно же, счастливый (за исключением пары смертей старых бабулечек).

    Интрига. Загадок или обманок от автора в книге нет. Если не считать мои обманки в ожиданиях. Итак ясно, что все у Мариам будет хорошо. Со всеми. Но меня не зацепила ни одна трагедия (коих в книге будет достаточно, и в прошлом и в настоящем). Я читала роман с бесчувственным выражением лица. И переживала я только об одном - чтобы автор не "убил" бабушку Мариам.

    Логика. Тут есть пара спорных моментов. Во-первых, возникшие чувства у Тиграна и Мариам. Она провела с мужиком (ей 17, ему 35) несколько часов, по истечении которых решила, что любит и жить без него не может. Ревновала к невесте, устраивала бабские истерики по этому поводу и мечтала быть с ним вместе. Тигран тоже вдруг осознал, что любит Мариам. Хоть периодически повторял, что она еще маленькая. Есть в книге и временной факап авторский. В одной из глав с ретроспективой, отец Мариам и его названный брат празднуют рождение Тиграна (напомню, что он сын названного брата). И друг называет в диалоге сына Тиграном. После этого случается трагедия, когда молодые люди ехали к маме малыша. В с другой ретроспективе, уже после трагедии, мама еще не родила Тиграна, она еще беременна и примерно на 5 месяце.

    Удовольствие. Не могу сказать, что читать "Тун" было сложно. Но и фантастических восторгов я не испытывала. Это довольно простенький роман на один раз. Но я уверена, что эта книга мне просто не по возрасту. В 17-18 лет она бы зашла на "ура" и, возможно, стала бы одной из любимых. Именно из-за трансформации героини. Но сегодня "Тун" для меня проходной и средненький роман.

    6
    234