Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

The Tokyo Zodiac Murders

Содзи Симада

  • Аватар пользователя
    Аноним10 ноября 2024 г.

    «Токийский зодиак» не берёшь в руки просто так – нависает осознание того, что перед тобой памятник становления жанра (ну или если хотите – «син», восстановления, не важно). (Повезло Логачёву – такой роман отхватил переводить!). Что ж, собираю ощущения.

    Первое – читается увлекательно, обилие астрологии и алхимии лично меня не пугает, но и не привлекает, хватит с нас маньяков (вроде бы). Впрочем, начало положено, акт первый, добро пожаловать, Митараи, с которым я, конечно, знаком.

    Убийство в запертой комнате как бы даже ожидалось. Слишком много следов, которые сразу подбрасывают выбор между М, Ж и МЖ; можете сразу делать ставки. Идея «взмывающей кровати» уже использовалась Роналдом Ноксом, о чём С.С., безусловно, знает. Наверчивание улик было явное, особенно в отношении выстригания бороды – я бы сказал, самое мутное обстоятельство во всём романе. Зато потом, конечно, интенсив по нарастающей, да ещё если параллельно думать, понятно, почему «Зодиак» сразу делает ставку на мировой бестселлер.

    Первый антракт, «Записки Бундзиро», сразу расставляет половой вопрос по местам и указывает на версию Ж, которая представляет много возможностей. Я прочитал антракт с изумлением, но, вдумавшись и вспомнив японцев, возможно, не слишком оправданно, решил, что, в общем, сойдёт.

    Дальше пошла «расслабуха» явно в стиле Куинов, под которых, на мой взгляд, С.С. и сработал эту книгу. Начались отвлекающие манёвры, неплохо сколоченные, дополнительные штрихи к портрету Митараи, не обошлось без всяких японских реалий, включая неизменную сакуру, и под конец автор умело пододвинул своего героя к нормальному вымещению в нелогичную сферу мышления, что было даже не удивительно. Идея Куинов помещать предупреждение читателю мне всегда казалась хорошей, но, увы, японская модель мелкого жульничества российскому читателю непонятна, хотя, надо признаться, как последняя подсказка она уместна и лукава. К этому моменту С.С. выигрывает по всем фронтам.

    Затем Митараи предъявляет убийцу, и тут Симада-сан ещё раз хитрит, очередной раз ставя читателя в тупик (хотя к этому времени идея разгадки в общих чертах уже ясна). После короткой и нудной сцены оттягивания объяснения мы наконец получаем лекцию великого сыщика.

    Убийство первое. Если бы Симада ещё и придумал нам ловкое решение запертой комнаты, наверное, роману не было бы цены. Но тут он дал маху, эта отгадка простая и скучная, поскольку версия побега Хэйкити через крышу уже отвалилась, остальные карты складывались почти сами собой. Слишком много всего и не всё интересно обыграно.

    Убийство второе. С ним уже лучше, если не считать риска и вероятности; но я бы сказал, всё в пределах допустимой натяжки.

    Насколько разгадка «вкусна» и «соответствует», вопрос субъективный. Признаю, что план «убийств Азот» слишком сложен и потребовал вложения энергии (что автор понимает и что было мельком отмечено впоследствии). На мой взгляд, разгадка соответствует масштабу загадки, и я ставлю пятёрку без колебаний. Ход размышлений Митараи и его объяснения составляют достойное окончание романа.

    Симада-сэнсэй молодец за планирование, мистические исследования, а вот его астрологическая прослойка не такая уж и толстая. По известным литературным сыщикам он прошёлся весьма забавно. «Эксмо» поклон за серию. Интересный рисунок на обложке (и всё оформление серии, г-ну Костецкому спасибо?). До новых встреч!

    16
    374