Рецензия на книгу
Жук и геометрия
Юрий Третьяков
Аноним9 ноября 2024 г.Сборник из пятнадцати историй о школьниках. Примерно с шестой (может, чуть раньше, не уверен, что просто имена не одинаковые) происходит "циклизация" описываемых событий, то есть появляются "кочующие" из рассказа в рассказ герои. К ним можно причислить изобретателя Тима Утёнка, лидера других и хорошего фантазёра Горьку и маленького Дима (я не уверен, как склоняется имя у мальчика, потому что в именительном падеже он "Дим").
Хотелось бы запомнить душевный рассказ про Мишку — игрушку Дима, его помощь новому другу. Есть глава, где Дим преодолевает страх перед петухом и выносится мораль про задир. Было любопытно про отправившегося на рыбалку Дима, поскольку в истории как будто раскрыли метафору "дать рыбу или удочку". Вернее, герой сам к ней пришёл) Ещё можно увидеть стойкость Дима в истории про часового, когда другие ребята неправильно предсказали его выбор. Не совсем на контрасте, но с возможностью сопоставления, идёт следующий рассказ про найденный гриб "Чемпион", при чтении которого уже вспоминался стереотипный кот Шрёдингера.
Не знаю почему, но знакомо выглядела история про бегающего мальчика с прибором-гипнозом.
Утёнок изобретатель запомнится "помощью" с радио бабушке, хотя к финалу он благородно (честно) поступил; историей про осьминога — тут дополнительно поможет фантазия Горьки, игра на страсти последнего, который себя проявил замечательным лидером в рассказе "Сад". Любопытно, что две из трёх историй про Утёнка связаны с водой — во-второй он скафандр сделает и было любопытно посмотреть, что из этого выйдет: что он найдёт на дне.
Среди внецикловых произведений интересно было: про новичка, который быстро влился в коллектив, немного похоже что из-за того, что осадил местного задиру (хулигана), которого всё же мгновение было жалко. Повезло мальчику, который попробовал из-за страха позаниматься геометрией и ему понравилось. Посыл частично из разряда "не попробуешь — не узнаешь". Жаль, что немного эта проба произошла из-за страха, с другой стороны, мальчик волю показал, когда мог пойти с другом гулять и не думать о домашнем задании. Наверное, немного в "противовес" этому рассказу выступит о "Вовке в самодеятельности", который готов был заниматься другими вещами, кроме уроков, а ему намекнули, что это неправильно. Намёк был со стороны взрослых; детский же и по другому поводу в чём-то изящно показан в открывающем сборник рассказе — "Общественное поручение".
688