Рецензия на книгу
Луна и грош
Сомерсет Моэм
tombeau24 февраля 2015 г."Луна и грош" Сомерсета Моэма повествует о судьбе человека, решившего порвать с прежним укладом жизни ради возможности заниматься искусством. Главный герой романа, Чарльз Стрикленд, выведен из биографии известного художника конца 19-го века Поля Гогена и в общих чертах повторяет его путь. В угоду художественной выразительности автор демонизировал своего персонажа, выпятив и преувеличив некоторые его качества, сделав его личность загадочной и зловещей. В Стрикленде поражают его нечеловеческий эгоизм, холодное презрение к окружающим и наплевательское отношение к чужой боли. Он легко бросает свою супругу с детьми и уводит жену своего друга, не обнаруживая при этом ни раскаяния, ни мук совести. Его совершенно не заботят чувства близких. Заботит его только одна страсть — искусство. Он принёс в жертву всю свою прежнюю жизнь, не взяв с собой от неё ничего. Окончательно похоронил он свои многие чувства, в том числе привязанность к своей жене и детям. Ему безразлично всё, кроме желания писать картины.
Послав к чёрту старый мир, он отправляется навстречу неизведанному. Страшно бедствует, голодает и мёрзнет, скитается, обеспечивает себя случайными заработками и ночует, где повезёт. Всё свободное время проводит за постижением художественного мастерства, неустанно учится и пишет картины. В своих испытаниях Стрикленд открывает не только свои зверские и жестокие наклонности, но и качества, придающие его личности возвышенность и очарование: стойкость и непоколебимость, решимость идти до конца во что бы то ни стало, вера в успех, крайняя неприхотливость, удивительное безразличие как к критике, так и к похвалам. Ему всё равно, на чём сидеть и где жить, ему не важно, что думают люди о его работах, его не беспокоит его внешний вид и социальный статус, ему нужно только писать картины. Запоминается момент, когда на вопрос о добыче материальных средств Чарльз беспечно отвечает: "где-нибудь заработаю". Где средний человек проявил бы малодушие, Чарльз демонстрирует хладнокровие и выдержку.
Весь роман Моэма вертится вокруг этой странной демонической личности Чарльза Стрикленда, сочетающей редкостную чёрствость по отношению к людям и фанатическую страсть к искусству. Даже несмотря на свою чудовищность и жестокий эгоизм, Стрикленд вызывает к себе уважение своей решимостью и силой воли. Настоящий Поль Гоген не был таким. Реально живший художник был намного человеколюбивее и внимательнее к своим близким. Между тем как Стрикленд цинично отрешается от брошенных детей и жены, Гоген, даже несмотря на долгие разлуки, оставался верен своей семье. Да, Поль был отнюдь не нравственник, он сожительствовал с дамами сомнительной репутации и ходил по борделям, но родных никогда не забывал, продолжая писать своей сварливой жене трогательные письма и высылая ей деньги несмотря на то, что и сам часто едва сводил концы с концами. Можно было бы упрекнуть Гогена в некотором высокомерии, но не в бесчувственности.
Гоген не всегда ценил проявления дружбы со стороны Винсента Ван Гога, считая, что тому от него нужны только деньги. Однако известный трагичный эпизод, когда Винсент кидается с ножом на Гогена, а затем бежит в свою комнату, отрезает себе кусок уха и, теряя много крови, лишается сознания, потрясает Поля, заставляя его изрядно поволноваться за состояние помешавшегося друга. В противоположность жёсткому и подчас грубому цинику Стрикленду, Поля Гогена можно назвать романтиком: он всю жизнь мечтает о путешествиях в далёкие южные страны и под конец жизни бежит от опостылевшей цивилизации и окончательно перебирается в экзотическую Океанию.
Драматично в романе Моэма то обстоятельство, что Стрикленд ломает свою судьбу резко, ведомый лишь одной мечтой, ещё не будучи даже начинающим художником, между тем как Гоген с детских лет пробовал рисовать и подошёл к изменениям обдуманно. Стрикленд выглядит существом зловещим и чудовищным, утратившим в себе много человеческого. На фоне этого сравнения натура реального Поля Гогена вызывает у меня куда более тёплые чувства и искренние грусть и симпатию. Произведение Моэма читается легко и оставляет неслабое впечатление. Но ещё большее впечатление, на мой взгляд, способно произвести ознакомление с реальной биографией Гогена.
515