Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Собрание сочинений в десяти томах. Том 9. Человек, который смеётся

Виктор Гюго

  • Аватар пользователя
    Аноним5 ноября 2024 г.

    Когда не было интернета и гугла, люди узнавали важные факты из романов Гюго.

    С Гюго у меня не самые простые отношения. Я очень-очень люблю «Отверженных» и весьма прохладна к «Собору». К «Человеку» я шла долго, хотя бы потому, что в далеком детстве смотрела фильм и общий сюжет помнила.
    Роман, как это водится у Гюго, многословен, да, иногда ты думаешь, что можно и покороче, да и вообще эту мысль мы поняли, пора бы и к следующей перейти, и если я не узнаю обо всех замках всех пэров Англии, то вроде как сюжет не упущу, но ведь тут тоже нужно понимать, что читал это в ту пору человек, которому возможно, кроме книги Гюго, и не откуда было взят информацию о том, как проходила казнь в Англии, для чего были нужны розы в пыточной, как вели себя пэры, если заседали без королевы, звук какого колокола боялись услышать моряки. В общем, это тот случай, когда книга выполняет свое главное предназначение – учит. А вот развлекаетельная функция здесь вторична.
    О чем роман писать не буду. Все знают эту страшную историю. История человека, которого ребенком сделали уродом, для потехи толпы. Я расширила свои знания, узнала про компрачикосов. Но вот что интересно, цирк уродов ведь существовал еще почти два столетия после описываемых событий. Все ж не в них было дело.

    Героев не так уж много. Гуимплен, Дея, Урсус, Хомо, Джозиана, Девид, интриган Баркильфедро. Если главной троице уделено достаточно много времени в описании и их мыслей, а не только поступков, то последних мы видим как бы издали.
    В книге много трогательных моментов. Крушение корабля, одинокий ребенок в холодной ночи, отношения выросшего Гуимплена и Деи, концерт, который устроил Урсус ради спасения девушки. Были моменты и жуткие, например, те же пытки в тюрьме, осознание дальнейшей участи Урсуса. Между всеми этими эпизодами много, очень много, размышлений, описаний, познавательных статей о том, как все было в 17 веке. Как ни странно, эта многословность моему восприятию не мешала. Не уверена, что оценила бы это в более молодом возрасте, но как же красиво пишет Гюго.
    Здесь буквально несколько цитат, все сразу: и афоризмы, и познавательные заметки. В книге их великое множество.


    Волк находит утешение в вое, баран — в теплой шерсти, лес — в малиновке, женщина — в любви, философ же — в поучительном изречении»
    Ходили слухи, будто одно время он сидел в сумасшедшем доме: ему оказали честь, приняв его за умалишенного, но вскоре выпустили на свободу, убедившись, что он всего-навсего поэт.
    Кто жил в уединении, знает, до какой степени человеческой природе свойствен монолог.
    Он, как выше упомянуто, питался картофелем, который в ту пору считался поганой пищей, годной лишь для свиней да каторжников. Он ел его, негодуя, но подчиняясь своей участи.

    По закону, изданному Эдуардом VI, лорды пользуются привилегией непреднамеренного убийства. Лорд, убивший простолюдина, не подлежит преследованию.
    Бароны приравниваются по рангу к епископам.

    Лорд не может быть подвергнут пытке даже при обвинении в государственной измене.
    Лорд не может быть заклеймен палачом.
    Лорд всегда считается ученым человеком, даже если он не умеет читать. Он грамотен по праву рождения.


    Холодность людей была для ребенка еще страшнее, чем холод ночи. В ней ведь всегда чувствуется преднамеренность.
    Девушка властвует над женихом, а жена подчиняется мужу — таков старинный английский обычай
    Во время этого относительно спокойного царствования насильственный набор во флот производился с особой жестокостью — печальное доказательство того, что англичанин в большей мере подданный, чем гражданин.
    Зеленый ящик… имел только один козырь – бездеятельность местных властей, являющуюся в Англии большой силой. Из этой бездеятельности и родилась английская свобода.

    Молодость неопытна, а потому беспечна

    Все знают избитую фразу из западных детективов про «вы имеете право хранить молчание». Только прочитав Гюго, я узнала, что это право изначально было обязанностью. Еще раз повторюсь, что книга познавательно и уже потому хороша.

    Минусы:
    Сейчас сама обвиню автора, сама же и оправдаю. Все мы знаем, что Гюго творил в направлении романтизм. Однако для меня проблемой стало то, что в этом произведении он вышел за его рамки. И многое из книги я бы отнесла к реализму. Отдельно я ничего не имею против обоих направлений, но синтез именно здесь мне показался не особенно гармоничным. Автор, забывая о классическом романтическом герое, уводит нас в подробное описание устройства Англии 17 века, знакомит с жизнью бедняков (хорошо знакомит, не хуже Золя, честно). Не меньше последнего он, кстати, уделяет внимание и животному началу в человеке, пытается понять и объяснить читателю психологию тех или иных поступков. А потом буквально через несколько строк с разбегу кидается в такие пучины романтизма, что создается впечатление, что я смотрю древнегреческую трагедию.
    Если убрать авторское владение словом, а оставить только поступки и малую часть диалогов героев, то в голове всплывет фраза про « в кине на первом ряде». В некоторые моменты, я просто диву давалась, как человек, который так прекрасно описал психологическое состояние героя в какой-то момент, через пару страниц отправил его делать что-то совсем нереалистичное.

    Да, конечно, люди, которые понимают, что утонут через час, пишут покаянное письмо. Кто-то из них возможно но чтобы все…Допустим.
    Сцена в парламенте должна была быть трогательной, но она была такой пафосной, что проникнуться не удалось.
    И главная претензия – это умереть от тоски буквально за 2 суток. Я могу понять какую-то более длительную болезнь, но вот так. А уж когда Гуимплен сценически выжидал, прежде чем появиться перед двумя любящими людьми, которые считали его мертвым, я вообще ничего не поняла. Понятно, что неискушенным читателем/зрителем 19в это все воспринималось совершенно иначе, но то, что я спокойно восприняла бы в пьесе, в романе показалось каким-то инородным.

    Однако, не смотря на все минусы мне книга понравилась. Автор многословен, но как же он владеет этим словом. Получала удовольствие и при чтении, и слушая. Озвучка Алексея Борзунова для меня лучшая, но она немного сокращенная.

    *Улыбнул титул «маркиз Карлеоне Сицилийский»

    25
    588