Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Камера обскура

Владимир Набоков

  • Аватар пользователя
    russell6723 февраля 2015 г.

    Чтож, жестокость постмодернизма Фолкнера видимо все-таки имеет ряд аналогов, последователей и конкурентов. И данный роман Набокова - один из самых весомых из них.

    Язык в "Камере Обскура" разительно отличается от более ранних произведений Набокова. На первых страницах романа ощущается, что автор приобщается к американскому стилю динамичного, но скудного повествования, что не могло не сказаться на стиле написания его поздней прозы. Мы уже не имеем дело с той весьма приторной сахарной, но воистину прекрасной русской литературой. Язык выглядит более простым, немногословным, но весьма лаконичным. В отличии от "Защиты Лужина" автор уже не строит текст каскадом красивого словоблудия, наполняя историю повествования столь притягательным ароматом русской словесности, а уж ведет автор себя с персонажами совершенно прямолинейно и весьма односложно. Просто рассказывает историю каждого персонажа и связывает из повествования их судеб довольно банальный сюжет. Да, сюжет банальный. Богатый, успешный немец семьянин нежданно-негаданно влюбляется в пресловутую нищую билетершу, изменяет жене, бросает ее и строит свое эфемерное счастье. Казалось бы, и причем тут камера обскура?! Да, только у любовницы есть тоже тайный поклонник. Именно на их взаимоотношениях и будет выстроен этот кровавый, жестокий сюжет. Возможно эта камера, в которую и загнал себя главный герой послужит хорошим уроком, но вечно несовершенная история брака говорит нам о ровно обратном. Зато как трагично и выразительно. И какие характеры. Так ярко и сильно...
    Теперь о стилистике.
    Я бы все-таки сравнивал прозу Набокова с творчеством Фолкнера. Их структура повествования весьма схожа и , как форма совершенно прекрасна. Оба автора берут довольно банальные, хорошо всем известные и старые, как и весь мир неимоверно трагические истории и используя столь эстетичные формы, которые придают им облик произведений настоящего, подлинного искусства. Хоть бери печатный текст, вставляй в рамку и вешай на стенку. А уж какие ужасы разворачиваются на картине - это уже всё на суд зрителя. Любили же в древности зрители тех же боев гладиаторов и более зрелищных мероприятий любоваться с должным сладострастием на сие представление. Вот на этот эффект каждый текст подобных талантливых авторов, как мне думается, и рассчитан.
    В этом случае Камера обскура подходит лучше всего. Это настоящая победа формы над содержанием. Цепкие, колкие, метафизичные метафоры, благодаря которым автор весьма язвительным тоном наслаждается жестокостью и трагизмом судьбы главного вечно ничтожного и обреченного на смерть главного мужского персонажа его совершенно мастерски написанных произведений. В принципе перед нами тот же Лужин. Только слепой, обманутый и нравственно изнасилованный своей, как он думает, самой главной любовью. Любовью, которой судя по описанию чуть более 15 лет, что вообщем то приближает нас к знаменитой Лолите...
    А так по структуре все тоже самое, что и в Лужине. Первая половина более менее нормальная ( хотя уже менее , чем в Лужине - автор видимо уже заразился американским стилем, чтобы стиль написания был более динамичным), а потом происходит неминуемая трагедия и эмоциональный кризис у главного героя, и по сути он и в этом случае становится овощом. Только в данном случае над овощем еще надругались. И финальный психоз персонажа, во время которого читатель маниакально быстро читает строчку за строчкой весь в ожидании очевидной гибели обреченного Набоковым персонажа.
    Вот и в этот раз прозвучал стремительный неминуемый выстрел!

    Красиво, но в этот раз слишком жестоко. Ариведерчи...

    8
    68