Рецензия на книгу
The Autobiography of Martin Luther King, Jr.
Clayborne Carson (Editor)
youdonnowme1 ноября 2024 г.... I did it my way...
Такие книги стоит читать для того, чтобы не терять веры в людей.
Есть люди, которым не наплевать на страдания других. Люди, которые обладают безупречно работающим нравственным компасом, а ещё - стойкостью, позволяющей им выносить непредставимую для большинства тяжесть борьбы с общественным злом за свое и чужое человеческое достоинство. Им удаётся преодолевать страшное сопротивление этого зла, оставаясь самими собой - доброжелательными, уравновешенными, разумными, порядочными людьми.
Я про себя называю этих людей бессмертным сообществом интеллигентов: гуманистов, творцов, просветителей, правозащитников, отщепенцев и возмутителей общественного спокойствия. MLK - один из них.
Теоретик и лидер ненасильственного сопротивления, сумевший повести за собой миллионы людей, воззвать к совести нации и добиться изменений, казавшихся до этого невозможными. Простой баптистский священник, доктор философии, лауреат Нобелевской премии мира. Замечательный оратор, чьи речи до сих пор собирают миллионы просмотров в ютьюбе - и я поняла, почему; любитель смешных природных метафор. Легенда.Его речи и тексты отличает сочетание простоты и философской глубины, страстности и здравого смысла. Сегодня про него бы сказали "badass" (говорю это со всем надлежащим уважением). Совершенно неустрашимый и готовый идти до конца, поскольку не сомневался в правоте своего дела. И при этом человек, постоянно сверявшийся со своим нравственным компасом, своей совестью и христианской верой.
Вера у него тоже была неординарная. Разных людей вера в одного и того же Бога заставляет выделять в христианском учении в разные вещи как наиболее важные и как бы не замечать других. Как сказал один мой знакомый богослов, "у каждой христианской конфессии свои слепые зоны", и это в не меньшей степени относится к отдельным людям тоже. Кто-то именем Бога требует наказаний и запретов, кто-то призывает обездоленных к смирению и покорности; Кинг видел в Христе Того, кто призывал людей к братству и любви, кто велел накормить голодного, помочь избитому на большой дороге и навестить сидящего в тюрьме.
I suggested that only a “dry as dust” religion prompts a minister to extol the glories of heaven while ignoring the social conditions that cause men an earthly hell. Я сказал, что только вера, "сухая, как пыль", может побудить священника воспевать блага Царствия Небесного, не обращая при этом внимания на социальные условия, которые превращают жизнь людей в ад на земле.
Above all, I see the preaching ministry as a dual process. On the one hand I must attempt to change the soul of individuals so that their societies may be changed. On the other I must attempt to change the societies so that the individual soul will have a change. Therefore, I must be concerned about unemployment, slums, and economic insecurity. I am a profound advocate of the social gospel."В первую очередь я рассматриваю проповедническое служение как двойной процесс. С одной стороны, я должен попытаться изменить души людей так, чтобы стали возможны перемены в обществе. С другой стороны, я должен попытаться изменить общество, чтобы в нем менялась к лучшему человеческая душа. Поэтому меня должны заботить такие вещи, как безработица, трущобы и экономическая незащищенность. Я убежденный проповедник социального евангелия."
___Иногда эта книга читается как захватывающий триллер, там, где речь идёт о подробностях успешных протестных акций в городах американского юга: препятствия кажутся непреодолимыми, успех - почти невозможным, и все-таки, благодаря сплочению людей, их настойчивости и мужеству, перемены наступают. Иногда как ценное историческое свидетельство. Иногда - как пособие по политологии. Иногда это блестящие образцы ораторского искусства, размышления гуманиста, лидера гражданского общества, интересного обаятельного человека с беспокойной совестью и ответственного гражданина.
Всё это - его личные качества, его взгляды, его роль в движении ненасильственного сопротивления, чьи принципы он разработал и последовательно отстаивал, сделало Мартина Лютера Кинга младшего уникальной фигурой среди немалого числа лидеров американских движений за гражданские права того времени. И, накопив огромный социальный капитал - сотни тысяч (миллионы?) последователей, личное знакомство с президентами и главами государств, моральный авторитет, вес в обществе - этот человек не побоялся всем этим рискнуть и выступить с жесткой критикой войны во Вьетнаме, зная, насколько непопулярной будет такая позиция, и не испугавшись последствий в виде осуждения, потери поддержки, в том числе финансовой, и непонимания даже среди сторонников.
On some positions, Cowardice asks the question, “Is it safe?” Expediency asks the question, “Is it politic?” And Vanity comes along and asks the question, “Is it popular?” But Conscience asks the question, “Is it right?” And there comes a time when one must take a position that is neither safe, nor politic, nor popular, but he must do it because Conscience tells him it is right."Когда отстаиваешь некоторые взгляды, Трусость задаёт тебе вопрос: "А это безопасно?" Прагматичность спрашивает: "А как это поможет твоей политической карьере?" Потом подключается Тщеславие и спрашивает: "А это популярно?" Но Совесть задаёт тебе вопрос: "А это правильно?"
И порой наступает момент, когда нужно выбрать то, что небезопасно, невыгодно и непопулярно. Человек выбирает это потому, что его совесть говорит ему, что это правильно. "
___МЛК не успел написать мемуары. Эта книга - плод кропотливой и поразительной работы редактора, собравшего её по фрагментам из обширного документального наследия Кинга. Этот проект впечатляет: автобиография, написанная (собранная) после смерти автора. Каждое слово в ней принадлежит ему, но МЛК не успел написать мемуары: он был убит в возрасте 39 лет. Его последняя речь звучит как прощание, и она, так уж вышло, заставила меня плакать. В ней он говорит о мечтах, осуществление которых мы, может быть, не успеем увидеть при жизни, но за них всё равно стоит бороться. Как любой человек, пишет он, я хотел бы жить долго. Но не это волнует меня больше всего. Я хотел бы прожить осмысленную жизнь и делать то, что считаю правильным. Я хотел бы, чтобы на моих похоронах кто-нибудь мог сказать: "Этот М. Лютер Кинг младший в своей жизни старался кого-то любить и служить людям."
6235