Рецензия на книгу
Сага о Йёсте Берлинге
Сельма Лагерлёф
Аноним31 октября 2024 г.«Герой сотен историй»
Вы представляете себе, как выглядит лоскутное одеяло? Вот один кусочек ткани, такой яркий и праздничный, рядом – другой, однотонный и малоприметный. А вот фрагмент с контрастным сочетанием цветов. Или иной, с классически выверенным принтом в полоску или клетку... Они все такие разные, но вместе создают единое целое, неповторимый узор, словно подсвечивают и оттеняют друг друга. И только мастерица понимает логику соединения и порядок чередования столь разнородных элементов.
Именно так я восприняла дебютный роман первый женщины – нобелевской лауреатки Сельмы Лагерлёф: целостное повествовательное полотно, сотканное из отдельных, причудливо соединенных фрагментов. Среди них есть веселые и печальные, окрашенные мягким юмором и располагающие к философским размышлениям, страшные и озорные, реалистичные и фантастические. Каждый содержит свой микросюжет, своих главных героев. А связывает все части воедино фигура бедняка Йёсты Берлинга, бродяги, шутника, любителя вина и женщин, бывшего пастора, разжалованного за пьянство, но со временем переосмыслившего свою жизнь. Все сюжетные нити ведут к нему, все персонажи романа так или иначе связаны с ним.
Спасенный от смерти старой майоршей из Экебю, Йёста примыкает к группе кавалеров – бывших воинов, живущих нахлебниками в ее поместье и предающихся безудержному веселью. По мнению тамошнего населения, кавалеры – бездельники и греховодники, разоряющие имение. А на деле они оказываются честными, справедливыми, ценящими радость, музыку, готовыми на помощь нуждающимся. Так, они спасают от погони юную графиню Дона , изгоняют из Вермланда ее глупого мужа и безжалостную свекровь; спасают замерзающую в снегу Марианну Синклер, выставленную из дома жестоким отцом; возвращают в храм статуи святых, выброшенныеграфом Дона в воды Лёвена; проявив находчивость, избавляют (пусть и не совсем честным путём) от позора поместье, не сумевшее собрать нужное количество железа... Один из кавалеров, глухой поклонник Бетховена, своим «исполнением» классической музыки... на столе с нарисованными клавишами избавляет отчаявшегося главного героя от чёрной меланхолии (ну очень трогательным показалась мне этот эпизод!). Случается, правда, и с кавалерами скверная история: как-то под Рождество, уступив влиянию подлого заводчика Синтрама, этакого демона-соблазнителя, они заключают договор с нечистой силой, изгоняют из поместья его хозяйку, завладевают ее богатствами в обмен на клятву жить бесшабашно, без устали пировать и не делать ничего стоящего. Но кавалерам удается освободиться от соблазна и пагубного влияния злых сил.
Йёста не хочет всю жизнь провести в праздности и веселье. Он стремится приносить пользу людям. При этом он очень строг и требователен к себе, честен, способен к самоотречению во имя людей. Это и делает его фигуру очень притягательной.
Стиль этой книги уже предвещает манеру прочитанной мною ранее трилогии «Перстень Лёвеншёльдов», напоминает сказовую форму, содержит множество эмоциональных авторских отступлений. Я так понимаю, что и здесь писательница обращалась к народным сказаниям и верованиям. Тем удивительнее встретить в главе «Кузен Кристофер» явную отсылку к временам войн с Наполеоном, которые, выходит, тоже становятся объектом мифологизации и обрастают народными легендами.
54449