Рецензия на книгу
Пригожая повариха, или Похождение развратной женщины
Михаил Чулков
Аноним31 октября 2024 г.Автор не так прост, как кажется
Сложно оценивать книгу, которая современному читателю может показаться сильно устаревшей. Чтобы ее оценить по достоинству, нужно понимать исторический и литературный контекст ее создания.
Во-первых, примечательна личность самого автора. Михаил Дмитриевич Чулков прожил всего 47 лет, но за свою недолгую жизнь успел очень многое. В юности он некоторое время выступал на сцене придворного театра. В молодости увлекался литературными опытами. Даже пробовал себя в качестве журналиста и издателя – одним из его товарищей по издательскому делу был Николай Новиков – тот самый, который был сурово наказан Екатериной II за свою просветительскую деятельность.
В более зрелые годы годы Чулков служил чиновником, но при этом не брал взяток, а старался принести своими трудами пользу отечеству. Главными его интересами на протяжении многих лет были экономическая история и фольклор. Историкам он в первую очередь известен как автор фундаментального «Исторического описания российской коммерции». Этнографам и исследователям фольклора – как составитель многотомного собрания древнерусских сказаний, былин, суеверий.
Будучи человеком многогранным, Михаил Дмитриевич не боялся экспериментировать. Он мог бы стать родоначальником сразу нескольких жанров в русской литературе. Его рассказ «Горькая участь» содержит зачатки детективного жанра, «Повесть о Силославе» напоминает авантюрно-рыцарский роман. Ну а «Пригожая повариха» – это одновременно и плутовской, и любовный роман. Кто-то даже умудряется найти в нем зачатки психологического романа.
Нам, читателям XXI века, избалованным разнообразием жанров и стилей, довольно трудно понять, насколько новаторскими были произведения Михаила Чулкова для своего времени. Они рушили царившие в литературе классицизма нормы, высмеивали штампы и стереотипы.Главная героиня книги «Пригожая повариха» – Мартона – женщина авантюрного склада. Живет, как хочет и делает, что хочет. Читая этот роман, мне неоднократно в голову приходил образ Саломеи Русецкой, описавшей перипетии своей судьбы в книге «Авантюры моей жизни». При несходстве сюжета и даже стиля, есть что-то общее в этих книгах. Наверно, это бесшабашность и легкость в поведении этих женщин, которые не оглядываются на других и с головой бросаются в разные авантюры. Для XVIII века это было необычайной дерзостью.
Судить с точки зрения современной морали поведение Мартоны бессмысленно. Она – дитя своего времени. Потеряв мужа в Полтавской битве и не имея средств к существованию, выживает как может. При этом она никогда не отчаивается и не теряет оптимизма.
Книга резко обрывается, потому что Михаил Чулков написал только ее первую часть. Для него это было своего рода баловство пера – он создавал этот роман, когда ему было 25-26 лет. Потом его увлекли государственные дела, собирание фольклора, изучение истории российской коммерции. К работе над романом «Пригожая повариха» он больше не вернулся, поэтому мы так никогда и не узнаем, чем завершились приключения бесшабашной красотки Мартоны, которая успела и поварихой побывать, и голову вскружить многим знатным особам.
12309