Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Жизнь мальчишки

Роберт Маккаммон

  • Аватар пользователя
    Аноним20 февраля 2015 г.

    Тот редкий случай, когда книга огромна до неприличия, но ты всё равно ближе к концу начинаешь переживать, что она кончается. Ведь я таку хочу, чтобы детство не кончалось, чтоб оно за мною мчалось. "Жизнь мальчишки" — это эдакий Крапивин по степени вживания в детскую шкурку, Брэдбери по атмосфере мелкого американского городишки и, наверное, Кортасар или Гарсиа Маркес по мастерству вплетения магической составляющей в обыденную жизнь. Да так эта магия детства вплетается, что ты никогда в жизни не догадаешься, что из этой магичности было правдой, а что метафорой или воображением. К тому же и остальные персонажи склонны магию подтверждать, хотя произведение явно реалистичное с немалой долей автобиографического. Не было бы автобиографического, не смог бы Маккамон выписать такой подробный до последней травиночки мир.

    Маккамон. Маккамон. Как мне его запомнить и не путать со всеми Маккормаками, Маккарти, Маккартни и Маккефри? Ну, хоть Макмёрфи пока ещё отличаю, и на том спасибо.

    "Жизнь мальчишки" настолько жирненькая и сочная, что впитала в себя сразу несколько жанров. Про "Вино из одуванчиков" тут даже говорить нечего, оно тут чуть более, чем полностью. Да и сам Маккамон не скрывает, что вдохновлялся лирической прозой Брэдбери. Вот только "Вино..." коротенькое, а тут есть, где разгуляться ощущенцу, у которого до сих пор детство в тылах бомбит. Самое главное, что Маккамону так же, как и Брэдбери, удалось так и не вырасти до конца во взрослого, забывшего уже о детском видении мира. Так и остался шкетом. Поэтому мы и не сможем сказать, летали ли детишки на самом деле по летнему небу или нет. Жил ли у них в водах аналог лохнесского чудовища или нет. Действительно ли по окрестностям разгуливал трицератопс или нет. С одной стороны, это всё могло быть только в богатом воображении пацана, так сказать, происходило в метафорическом смысле. С другой стороны, чудовищ видели и другие жители городка. Которые, впрочем, тоже могли недалеко уйти от особого детского зрения.

    Мистическая линия особенно радует тем, что не вылезает изо всех углов и не кричит о себе ни к селу ни к городу, как яркий пёстрый попугай. Она вплетена очень деликатно, тесно связана с психологической линией романа, появляется только тогда, когда надо. Хотя есть в ней и оттенки ужаса, но куда же без них, если речь идёт о мертвецах? Сгоревшие заживо призрачные гонщики, утонувшие вечно зовущие тебя во снах незнакомцы... Но страшнее всего оказывается всё-таки реальность и человек. Ей б-гу, уже лучше бы в таких случаях была виновата магическая хрень.

    Детективная линия довольно приятная, потому что хотя она и задаёт темп всего сюжета, но не пытается перетянуть одеяло на себя. При этом заканчивается она весьма интересно, подвисает только в серединке огромной книжищи (что уже само по себе удивительно), а молодой главный герой, который тесно связан с этой детективщиной, не строит из себя суперчувака или мегамозга, на него не сваливаются рояли из кустов и вообще это никаким образом не шаблонный детектив с "юным сыщиком". Так что в возможность всей этой линии веришь полностью.

    Ну и, конечно, помимо лиричного детства и мистического детектива львиная доля повествования забита... Прозой жизни. Причём прозой жизни маленького умирающего городка, который так по-брэдберевски хотелось бы сохранить в своей наивной простоте, но время не стоит на месте. Грустно смотреть, конечно, как маленькие уютные лавочки закрываются, задушенный одинаковыми супермаркетами, люди отдаляются друг от друга, город растёт, но становится всё менее сплочённым. И в то же время смена поколений и реальности несёт с собой и положительные перемены. Одни из плохишей побочной сюжетной линии, например, до сих пор примеряют на себя куклусклановские колпаки, чего же тут хорошего-то? Вот они как раз из последних сил цепляются за прошлое, а лучше бы на настоящее взор обратили.

    Про психологискую сторону романа даже говорить не буду, потому что она пронизывает всё и вся. Как бы ни крутилось всё вокруг антуража, но главное в романе — характеры. Взрослеющий шкет, борющийся с депрессией его отец, чудаковатый миллионер... Не, это надо читать, даже рассказывать не буду.

    Отличный романище, выдранный автором из самых глубин своего полудетского сердца. Минусы, конечно, есть, но они такие незначительные, что и говорить о них не хочется. Всем рекомендую.

    69
    389