Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Тринадцатая сказка

Диана Сеттерфилд

  • Аватар пользователя
    Аноним20 февраля 2015 г.

    В далёкой дождливой Англии стоял старый странный дом, а в этом доме, наполненном тайнами и мистическими явлениями, жили, точно призраки, пугающе необычные люди. Любовь, смерть, счастье и страдания не выходили за пределы этого искусственного мира, обособленного от чужаков. Но больше всего в истории этого дома пугает не вершащая самосуд смерть, а замкнутая в рамках одной семьи любовь.

    Есть несколько причин, почему стоит прочитать эту книгу. Современная литература с каждым годом всё больше стремится к упрощению литературного языка, к приравниванию его к повседневной речи. Уже давно нормой стало использование в книгах нецензурной лексики, не говоря о том, что тексты некоторых авторов настолько простенькие и бесцветные, что сочинения учеников начальной школы кажутся по сравнению с ними шедеврами. Диану Сеттерфилд постоянно сравнивают то с Шарлоттой Бронте, то с Джейн Остин, и тем самым совершают огромную ошибку. Диана Сеттерфилд тем и хороша, что она пишет красиво, но не как Шарлотта Бронте, не как Джейн Остин, а по-своему. Сравнивать человека с таким стилем с другими авторами – это преуменьшать её личные заслуги. Как по мне, так она тем и заслуживает внимания, что пишет красиво в своей собственной манере, похожей на стиль классиков, но не являющейся им.

    Вторая причина – это умение держать читателя в состоянии сладостного ожидания интересных событий. Вот оправдаются эти ожидания или нет – это уже другой вопрос, в моём случае не оправдались, но предвкушение неизвестности, желание узнать, что будет дальше, вполне может заставить вас провести всю ночь с книгой.

    Придумать третью причину было сложно, но не оставлять же две, когда говоришь о сказке, в которой три – волшебное число? Пусть это будет причина, которая подойдёт лишь части читателей, но всё же она действительно есть. Эта причина – отдельные элементы сюжета. Если вы любите мистику, истории про привидений, близнецов, истории, где много говорится о книгах и чтении, семейные саги, то вам, скорее всего, понравится, здесь это всё в изобилии.

    Но, как не бывает однозначного отношения к одному человеку, так не бывает и однозначного отношения к одной книге, потому что не меньше причин существует и того, почему не стоит читать «Тринадцатую сказку». Последний плюс в отношении детища Дианы Сеттерфилд заканчивался словами «здесь это всё в изобилии» не просто так. Это ключевая фраза, потому что я люблю книги о книгах, люблю читать про близнецов, но… Порой тут слишком много близнецов на квадратный метр, слишком много упоминаний «Джейн Эйр», «Женщины в белом», «Грозового перевала» и пары других классических произведений, и слишком, слишком много какао. И если в отношении «Джейн Эйр» существует хоть какая-то логика, так как книга определённым образом фигурирует в сюжете, то относительно остальных произведений я не могу автора ничем оправдать. Создаётся впечатление, что герои живут в мире, где других книг не существует, поэтому все их читали, все их любят, все о них говорят, у всех они стоят на полках. Заметны параллели в сюжетах с названными произведениями (сужу по «Женщине в белом», которую читал), поэтому могу предположить, что таким образом автор как бы показывает нам, что не просто утащила чью-то задумку, а сделала это специально. Это всё чудесно и я, в общем-то, не против, но я сторонник той мысли, что хватило бы и одного упоминания.

    Во-вторых, я толерантно отношусь ко многим вещам, но всё же где-то наступает и мой предел. Честно говоря, не поклонник описаний детского садо-мазохизма, как и инцеста, который воспринимается персонажами, будто что-то совершенно естественное. Но спасибо автору хотя бы за отсутствие ярких описаний этого самого инцеста.

    Продолжая тему ярких описаний, добавлю, что они тут есть. И лично в моём случае это было ещё одним минусом, потому что я вообще не привык читать описания трупов с ползающими по ним личинками, да и прочие описания, не связанные со смертью, но вызывающие лёгкие (а для кого и не очень лёгкие) приступы отвращения. Никогда раньше не думал, что комната может быть описана настолько мерзкой. Впрочем, если вы, например, любите Кинга, то вряд ли этим пунктом я вас испугаю.

    Вообще все плюсы и минусы, перечисленные мной, очень субъективны. То, что может раздражать меня, кому-то наоборот покажется плюсом, так что воспринимайте эту рецензию просто как попытку указать на несколько моментов, которые показались мне наиболее ощутимыми в книге. Если вас не пугают минусы, с вероятностью в 90% вам понравится. Я же так и остался на распутье, не в состоянии определиться, поставить «Тринадцатой сказке» хорошую оценку или плохую, поэтому остановился на тройке, подразумевающей в данном случае просто «нейтрально». Мне не было настолько интересно, чтобы прийти в восторг, но и неприятных моментов здесь не столько, чтобы я поставил двойку.

    Существует три вида массовой литературы: совсем никакая, средненькая и хорошая. В отношении Дианы Сеттерфилд я бы сказал, что это хорошая массовая литература, и это её плюс. Но вся беда в том, что массовой литературой она от этого не перестаёт всё же быть. И сколько бы раз автора ни сравнили с Джейн Остин или Шарлоттой Бронте, пока существуют книги этих писательниц, я не вижу смысла читать тех, кого с ними сравнивают.

    61
    201