Рецензия на книгу
Мемуары придворного карлика, гностика по убеждению
Дэвид Мэдсен
Аноним30 октября 2024 г.Обратная сторона Возрождения
Ничто не предвещало беды: заманчивое название, небольшой объем. Жопа, в прямом смысле, началась с первых страниц...
Жанр псевдомемуаров зачастую бывает более реалистичным, чем обычные мемуары, где авторы в силу личных убеждений или желания выставить себя в лучшем свете сглаживают острые углы.
В этой книге все прекрасно: жаргон, бесстыдство и достаточная реалистичность событий и декораций. Всех слабонервных и беременных умоляю никогда даже близко не подходить к этому тексту.
Спойлер: не все Папы Римские одинаково полезны (зачеркнуто) целомудренны; некоторые из них слишком близко к сердцу приняли слова Писания про "плодитесь и размножайтесь" и самоотверженно пытались исполнить волю Господа. Но книга, собственно говоря, не об этом.
Перед тем, как написать этот отзыв, не поленилась посмотреть, кто же автор. Оказалось, Дэвид Мэдсен – это псевдоним католического священника и монаха. Забавно, что именно монах написал несколько книг, наполненных сексуальными извращениями. У каждого свои грязные секретки, м-да...
Можно много, долго и подробно ругать автора за обилие физиологических подробностей из жизни Папы и его окружения, но я не буду. Ханжеством попахивает.
В этой книге вы не найдете оду Возрождению или высокой культуре. И это хорошо. Мы привыкли, что Возрождение зачастую описывают как время расцвета науки и культуры, заочно подводя под высокую морально-этическую планку. С другой стороны, сколько их было: тех людей, способных не просто понять и оценить красоту и прорыв, но и сотворить что-то безусловно великолепное? На десяток талантов – сто тысяч толпы, которой только и надо, что "хлеба и зрелищ".
"Мемуары" карлика Джузеппе интересны и ценны тем, что позволяют представить как Рафаэль или Леонардо, возможно, подпитывали свой гений. Мне очень понравилось, как представлен ход исторических событий и решения, которые историки столетия спустя назовут переломными. Как показаны те, кого принято считать Историческими Личностями: они ведь были людьми, а не какими-то безликими титанами Духа и Политической Мысли. У исторических событий нередко могут быть прозаичные причины: я охотнее поверю, что на итоги Латеранского собора больше повлиял геморрой Льва Х, чем напряженные умственные усилия нескольких сотен кардиналов.
Единственное, что я не совсем одобряю, так это тему гностицизма. Возникло ощущение, что автор вписал её в текст только для того, чтобы возвысить героя и наделить его аурой таинственности и причастности к запретным знаниям. Минутка исторического занудства: хотя основные события романа развиваются в первой четверти 16 века, а само понятие гностицизма появилось только столетие спустя, Джузеппе называет себя именно гностиком. Кроме того, из разъяснений, которые автор дает по поводу обрядов и риторики ереси становится ясно, что это дикая мешанина из всех известных гностических учений. То, что автор "несколько лет изучал гностицизм в Ватикане" не спасло его от громадных исторических ляпов.
В конечном итоге, пациент скорее жив, чем мертв, но если вы падаете в обморок от слова "жопа", то лучше не читайте. А если всё же прочитаете, то не жалуйтесь.
17161