Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

The Ocean at the End of the Lane

Neil Gaiman

  • Аватар пользователя
    Аноним19 февраля 2015 г.

    Если пытаться охарактеризовать эту книгу в одно предложение, то я бы, почесав в затылке, предположил бы, что это тут лучше всего подойдет «детская сказка для взрослых». «Детская» - потому что здесь переданы все те чувства, которые способны вызвать у нас ощущения детства - уют, страх неизвестного, радость дружбы, удивление от открытий и умение видеть новый путь за каждой дырой в заборе. Там, где взрослый пройдет и не заметит ничего, ребенок проложит новую дорогу для себя, которая приведет его куда-то в неизведанное и таинственное.

    «Сказка» - это потому, что магия, непознанное, ощущение чего-то большого и при этом всегда есть то, что не даст главному герою окончательно потерять надежду, способное в любой сложной ситуации помочь ему в трудную минуту. Силы, которые обязательно придут и спасут. То, что обязательно спасут – это, несомненно, мы же знаем, что в будущем у него все будет хорошо. Ведь от его лица, но в более зрелом возрасте мы начинали слушать эту истории.

    И наконец, «для взрослых». Гейман всегда остается собой, и в любую свою сказку с теплым уютным камином и вкусным пастушьим пирогом он добавляет червей, которые живут в ноге, ветхие тряпки выпивающие кровь и новую няню, которая излишне нежно относится отцу главного героя. Здесь есть действительно жутковатые вещи, вроде отца, который «заколдован», или печальная история о первом котенке. История же седьмого дня рождения, способна, на мой взгляд, пронять даже закоренелого циника. Ну, понятно, что подобный человек вида не подаст, но мы-то знаем, что самые циничные люди - в глубине души наиболее чувствительны.

    Гейман выдерживают марку, и продолжает играть в любимую свою игру - он рассказывает нам сказку, которая может быть и не сказкой. Вы ведь верите, что все это могло произойти только в воображении мальчика, излишне увлеченного книгами. Что не было никакой блохи, а была просто подруга, которая потом уехала в Австралию. Был в его семье трудный период, когда заканчивались финансы, а новая няня слишком любвеобильной. Что здесь реальность, а что лишь вымысел мальчика боящегося этой самой реальности, и как может океан быть обычным прудом? И что вообще происходит с нашей памятью, если даже два человека могут помнить одной и то же событие по-разному? Именно такие вопросы появляются после прочтения.

    Читается эта книга, кстати, очень легко. За несколько часов буквально проглатывается. Хитрый ход тут в том, что мы слушаем взрослого человека, который рассказывает о своих детских переживаниях. Так что у нас целых две призмы, через которые мы смотрим на события этой книги. Детская непосредственность, и мудрость взрослого человека. Ребенок видит события, взрослый их иногда комментирует и вставляет свои замечания. И это легко позволяет «примерить» на себя эту историю. Кто из нас не был ребенком, который искал чудеса в этом мире. Кто из нас не остался взрослым, который до сих пор верит в них, где-то там, в глубине души. Но кто из них прав, ребенок, сомневающийся в чудесах, или пожилой уже человек, который не доверяет своей памяти, но хотел бы в них поверить. Сложный вопрос, который автор не спешит раскрывать.

    И вот тут уже, извините, в дело вступает читатель, который вынужден сам решать - чему верить, а чему не стоит. Хотя, если не хотите, то и не стоит этого делать. Можно просто поверить в рассказ безымянного героя, поверить в то, что где-то на ферме живут существа, способные вырезать плохие воспоминания, переходить из мира в мир и управлять временем и пространством. Ну и да, заставлять полную луну светить в окошки, просто потому, что им так нравится. Если честно, мне подобный подход во время прочтения книги был ближе. Мне не хотелось под микроскопом искать намеки на верность той или иной точки зрения. Мне хватало самой сказки и осознания того, что где-то за ней может быть что-то еще более таинственное и громадное.

    10
    21