Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Преступление и наказание

Фёдор Достоевский

  • Аватар пользователя
    Аноним19 февраля 2015 г.

    Разве я старушонку убил? Я себя убил. (с)


    Как же хорошо, что когда-то учась в 9 классе, я нагло проигнорировала это произведение, а сочинение на тему «Тварь я дрожащая или право имею?!» мне написал мой, горячо любимый, брат. Почему? Потому что в столь юном возрасте я увлекалась гонками на мотоциклах, флиртом с мальчиками и космической фантастикой (не сказать, что сейчас все по-другому, но я, вроде как, повзрослела), и при всем терпении и желании я бы не осилила даже первые 50 страниц романа, не говоря о чем-то большем. Кстати, я до сих пор считаю, что подобного рода произведения никогда не стоит читать «а-ля школьная обязаловка» ибо, таким образом, пропадает всякая охота к прочтению нашей классики (не будем забывать и о степени преподавания). Но сейчас не об этом.

    Сюжет разворачивается вокруг главного героя, Родиона Раскольникова, в голове которого созревает теория преступления – убийство старухи-процетщицы и ограбление. Раскольников сам очень беден, он не может оплатить не только учёбу в университете, но и собственное проживание. Мать и сестра его тоже бедны. И если сначала Родион страшиться своего замысла, то известие о том, что его единственная сестра собирается замуж за нелюбимого человека, тем самым жертвуя собой во имя семьи, становится своеобразным спусковым крючком – он убивает, увы, не только ради выгоды и благородных побуждений, но ради испытания себя самого и своей жуткой теории жизни. Хотя и не знаешь, что хуже.

    Раскольников предстает перед читателем довольно странным и подозрительным типом, но по ходу чтения проникая в замыслы героя, понимаешь, что Родион «мономан», то есть человек одержимый одной идеей. А идея это не простая, она делит людей на два разряда: «высших» и «тварей дрожащих» (если кратко). И вот уже некоторое время герой горит желанием проверить, к какому разряду относится он сам, заранее предполагая, что, конечно же, к «высшему». Ведь хладнокровно лишить жизни другого, по мнению главного героя, может только человек необыкновенный, «настоящий властелин», подобный Наполеону. Раскольников решил переступить черту и убедиться в том, что он не «тварь дрожащая», а «право имеет». Фамилия главного героя полностью соответствует его характеру и образу мыслей. Родион находится в постоянном смятении – то он отрицает свою «мечту», то полон решимости ее осуществить. В его душе идет нескончаемая борьба мотивов за преступление и против оного. «Преступая» он обрекает себя на еще большие муки. Убийство вредной старухи не принесло пользы никому, хотя он предполагал обратное. А Лизавета?! Бедная, бедная Лизавета! Более того, теперь Раскольников начинает чувствовать отчуждение и великое одиночество, ибо не может общаться даже с «тварями дрожащими», но его тянет к людям. У героя проявляется горячка, он близок к помешательству и самоубийству. Ему начинает казаться, будто все вокруг знают о его проступке и изо всех сил над ним издеваются. Родион даже возвращается на место преступления, испытывая вместе с этим какое-то болезненное наслаждение. И в тоже время Раскольников совершает несколько хороших поступков, в нем просыпается псевдо-уверенность, что он сможет жить с «черным пятном» на совести, гордость и самоуверенность. Пережив несколько смертей своих знакомых, Радион начинает понимать ценность простой человеческой жизни, начинает понимать что его «теория жизни» дала трещину. Тут его одолевают чувства самоуничижения и самокритики. В общем, вследствие известных событий, героя отправляют на каторгу. Но и там он продолжает интуитивно причислять себя к «высшим», а остальных заключенных к «низшим». Пока однажды на рассвете на него не находит озарение, что только «бесконечной любовью искупит он теперь все страдания». Дорого заплатил Раскольников за свои ошибочные убеждения. Свою теорию он проверил на себе. Физически он убил другого, а духовно — себя. Но Любовь и Вера, по истине, «возрождают» героя и позволяют начать новую жизнь.

    Не могу не отметить Сонечку Мармеладову, которая вызывает у меня бесконечное сочувствие. Она нравственно чистый, добрый человечек и большим сердцем и широкой душой. Все поступки героини удивляют своей искренностью, открытостью. Она не делает ничего для себя, все ради кого-то: мачехи, неродных братьев и сестры, Раскольникова. Образ Сони - образ истинной христианки и праведницы, она верит в добро, всепрощение и смирение, а также полна любви к человеку, каким бы он не был. Очень по-достоевски.

    Еще произвел неоднозначное впечатление Свидригайлов, который по мере прочтения вызывал стойкое чувство отвращения и чего-то еще. Не могу точно определить. Он вроде способен на убийство и изнасилование, он очень порочный, не верит в Бога и религию. Но в тоже время он способен оказать помощь и подарить кучу денег не очень близкому человеку. А в конце, когда Свидригайлов понимает, что начинает превращаться в бесчувственное похотливое чудовище, он убивает себя выстрелом в голову. Вот и думай, возможно, ли искупление даже у таких «темных» личностей.

    Лужин – понятно, что своим кафтаном делиться не с кем не собирается. Практичный человек, но я бы предпочла умереть от голода, чем принять «благодетельство» такого мелкого человечишки и выслушивать бесконечные попреки всю оставшуюся жизнь.

    Пару слов о «теории жизни» - с чем-то подобным я столкнулась, когда поверхностно знакомилась с трактатом Ф. Ницше «Так говорил Заратустра». Ницше выдвигает теорию «сильной личности и ее роли в истории», это люди завоеватели, они управляют толпой, распоряжаются чужими жизнями и будущим мира. Вернемся к Раскольникову – его ошибка в том, что он «недодумал» эту самую теорию и не был готов к сепарации родной матери и сестры, Раскольников не задавался вопросом о том, предпочтут ли родные воспользоваться плодами его «трудов». Несоответствие замысла и результатов.

    О Петербурге. Бесспорно – этот город является одновременно и соучастником преступления и психологическим фоном жизни. В романе писатель демонстрирует нам самое дно этого культурного центра великой России – это грязь, смрад, нищета, пьяницы, проститутки. Это город болезни желто-серого цвета, узких улочек и маленьких коморок, духоты, уныния и смерти. Всегда закат, всегда только Сенная площадь.

    Безусловно, особую роль в романе играет вера и не только в Бога. Вера в лучшее, что есть в окружающих тебя людях, вера в лучшее в тебе самом. Ведь наблюдая за душевными муками героя, становится ясно, что подобные поступки и такая борьба за справедливость не только не улучшает жизнь, но делает ее еще ужаснее. Писатель уверен, с помощью насилия не спасти мир. На вопрос «Как жить?» у него один ответ – не убивать, а любить и делать добро. И любовью и добротой мир спасётся.

    Что еще?! Мне хочется воскликнуть ГЕНИАЛЬНО!!!, не смотря на то, что само чтение далось мне нелегко. Но произведение затягивает в жизнь героев и окружающей их обстановки, как трясина – медленно и постепенно, с каждой страницей увлекая все больше. Нет смысла говорить о том, что Достоевский очень тонкий психолог и знаток души человеческой. Выразительность изображения социального дна заслуживает всяческих похвал. Очень понравился конец – яркие краски восхода, чистое небо над головой и крохотный лучик надежды на то, что у героев все будет хорошо.

    Искренне, К

    6
    203