Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Завтра я всегда бывала львом

Арнхильд Лаувенг

  • Аватар пользователя
    Аноним19 февраля 2015 г.

    Я начинала читать эту книгу с некоторой опаской и осторожностью: все же, книга о психическом заболевании, написанная человеком, это заболевание пережившим, с подробными, как обещали рецензии и аннотации, описаниями связанных с болезнью переживаний и "опытов". Я впечатлительна и обычно "проживаю" читаемое, а в это время года особенно, так что при чтении подобного несложно было бы начать сомневаться в собственном здравомыслии. Нескольо раз откладывала книгу с мыслью "не хочу сейчас читать про шизофрению". Но все-таки прочитала, и всё оказалось совсем иначе.

    "Погружения" в мир, каким его воспринимает сознание "душевнобольного" в книге, в общем-то и не было. Да, описания галлюцинаций, искаженной действительности есть - но они настолько нейтральны, что не пугают. Они обладают даже какой-то своей внутренней логикой, автор не просто воспроизводит их, но и поясняет, почему она воспринимала что-то именно так. Пытается расшифровать, что означали те или иные образы. Тема интереса к языку, лингвистике возникает несколько раз, и мне оэто показалось значимым: это тесно связано с тем стремлением понимать и толковать, без которого бы не было и книги.

    Книга для меня оказалась намного шире своей оснвной темы - психического заболевания и того, как Арнхильд преодолевает его. Ее стоит прочитать не только тем, кто интересуется психологией, темой шизофрении и или так или иначе столкнулся с этим в своей жизни. Очень многое из того, что здесь сказано, стоит иметь в виду всем, кто "работает с людьми" - не только психологам, но и людям множества других профессий - учителям, врачам, тренерам, консультантам всяческого рода. Принципы остануться одни и те же - понимание и сотрудничество. В цитатник, кажется, перекочевала чуть ли не четверть всего текста. Перечислю несколько мыслей, которые впечатлили сильнее всего.

    Помнить, каково находиться по обе стороны баррикад. Став дипломированным психологом. Арнхильд помнит о том, что пережила, будучи пациентом. Да. это индивидуальный опыт, он может не совпадать с тем, что переживает другой человек.. Но сам факт того, что она не забывает этот период своей жизни, не пытается вычеркнуть его из своей памяти, а осознанно возвращается к нему, дает ей некую почву для того, чтобы строить работу с теми, кто теперь оказывается ее пациентами.

    Объяснить - не значит истолковать. Автор неоднократно возвращается к мысли о том, что врачи часто удовлетворяются внешним объяснением, диагнозом ("он делает это, чтобы привлечь внимание"), не пытаясь выяснить почему ("для чего он стремится привлечь внимание?", "почему именно таким образом?"). Симптом (галлюцинация, демонстративное поведение и т.п.) есть своего рода высказывание, которое заслуживает того, чтобы попытаться его понять. Образный язык, выражающий то, для чего у сознания не находится слов. И именно в нем и может скрываться ключ к выходу из этого состояния.

    "Хотеть внимания" - не всегда плохо. В современном обществе сложилось представление о том, что "пытаться привлечь внимание", "хотеть чужого внимания" - это поведение, которое заслуживает некоторого осуждения. Но безоговорочно осуждать его, пишет автор, все равно что осуждать поведение человека, который тонет в реке и зовет на помощь за то, что он "избыточно привлекает к себе внимание других":


    Я старательно прятала ее за двойной дверью и запирала на все запоры, используя все преграждающие механизмы, какими только располагала моя душа. И несмотря на все эти предосторожности, я все равно испытывала прилив острого стыда, смешанного со страхом, когда мне говорили, что я это сделала «нарочно» или для того, чтобы привлечь к себе внимание. Это было болезненно, потому что никакие преграждающие механизмы не могли избавить меня от страха при мысли, что люди, возможно, правы. Что это можно доказать. А этого я не могла принять, потому что это было лишь наполовину правдой. То есть я чувствовала себя примерно так, как если бы оказалась лицом к лицу с разъяренным медведем, не зная о том, что вторая половина истины состоит в том, что медведь этот — ручной, а за спиной у меня стоит укротитель.
    Укротить мой страх в этой ситуации могла бы вторая половина правды, а именно понимание того, что мои желания — нормальны, и что будь мне предоставлены соответствующие возможности, я могла бы удовлетворить свои потребности самыми что ни на есть социально приемлемыми способами, как это делают все люди. Но эта правда была у меня за спиной, и должно было пройти много времени, прежде чем терапия помогла мне обернуться назад и посмотреть ей в глаза. И только тогда я осмелилась открыть глаза и рассмотреть медведя, стоящего передо мной. Потому что когда я получила возможность увидеть всю картину в целом, та часть, которая была главным источником страха, перестала быть пугалом, на которое я не осмеливалась даже взглянуть.

    Мечта Арнхильд неодобрительно относится к тем, кто пытался научить ее "жить с ее симптомами" вместо того, чтобы преодолеть их. Да, она понимает, что в опредленные моменты с точки зрения врачей ситуация могла выглядеть безнадежно, и это все, что они могли ей предложить. Она не исключает, что на их месте не сказала бы то же самое. Но она своей жизнью доказала, что они были не правы и считает, что для кого-то такой подход мог оказаться той "последней каплей" которая ломает волю к выздоровлению. Она бы предпочла слышать "да, ты справишься" вместо "привыкай с этим жить".

    Сотрудничество и надежда. Отдельно стоит сказать о последней главе книги, где Арнхильд вспоминает о тех, кто помогал ей разобраться в смутных переживаниях, осознать их и вернуть целостность своей личности. И это не только психотерапевты, но и санитары, которые проявляли человеческое отношение и понимание, и даже полицейские (в Норвегии при госпитализации пациента против воли вызываются полицейские), которые вели себя спокойно и вежливо - так, что это помогало успокоиться и ей. Она встречала разных людей на своем пути, и когда-то лечение было подобрано удачно, а когда-то нет, но о "хорошем" она пишет больше. И то как автор, воплощая в образы волшебной сказки, описывает всех тех, кто ей помог, произодит очень сильное впечатление. Самим фактом того, что где-то есть такие люди и кому-то они в нужный момент встречаются на жизненном пути. Как, например, социальный работник, которая - внезапно - соглашается помочь пациентке психбольницы осуществить ее мечту "стать психологом" (и подготавливает не только вполне реалистичный план достижения этой цели, но и несколько более "приземленых" планов на случай, если с первым не получится). Или психотерапевт, которая работала с Арнхильд в течение нескольких лет - по ее собственным словам, без каких-либо изменений в лучшую сторону, но будучи убежденой, что когда-нибудь эти изменения произойдут. Или санитар, который - в нарушение правил - предлагал пациентке разгадывать кроссворды.

    И вот тут, после прочтения этой последней главы, мне очень хочется в заключение перейти на несколько более личные темы, уже не касающиеся непосредственно самой книги. Арнхильд описывает и то, какой система должна быть "в идеале". И это, повторюсь, на мой взгляд, касается не только сферы, связанной с психическими заболеваниями, но и "социальных услуг" в целом. Потому что врач, который не занимается чтением пациенту нотаций на тему "где вы были предыдущие пять лет", а предлагает вместо этого сотрудничество с пациентом исходя из текущей ситуации для достижения понятной цели встречется так же редко, как и учитель, который не пытается сделать кого-то из ученика, а создает ему пространство для роста. С противоположностями же, увы, жизнь сталкивает в достаточных количествах. И поэтому книгу стоит читать, чтобы попытаться следовать описанным выше принципам. Как источник вдохновения.

    8
    78