Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Prophet Song

Paul Lynch

  • Аватар пользователя
    Tatiana_Ka29 октября 2024 г.

    Нет пророка в своем отечестве

    В 2023 году Пол Линч получил Букеровскую премию за текст без абзацев и выделенных диалогов, написанный преимущественно потоком глаголов в настоящем времени. Антиутопию о том, как в Ирландии пришла к власти партия национального единства и объединила всех до состояния гражданской войны, назвали ирландским 1984 и политическим предостережением. Ну, то, что вам предостережение, нам вчера подавали на завтрак.
    Книга устроена так, что читатель сразу оказывается в голове главной героини Айлиш, матери четырёх детей и вроде как успешного микробиолога, и вместе с ней лихо сигает в бездну с крутой горки. На верху горки предположительно остаётся благополучная семья среднего класса, внизу – укороченное вдвое семейство ждет посадки в лодку, плывущую, судя по всему, по уже проложенному ранее Янагихарой маршруту до самого рая. Всё это написано так, что одновременно и скучно, и невозможно оторваться. Пол Линч постепенно сгущает краски, и кажется, вот ещё немного и начнется ожидаемая радикальная антиутопия, кровь остынет в жилах и вздыбятся волосы на руках, но так и не рассказывает ничего больше, чем было давным-давно наскролено в новостях. Обидно, потому что кроме вторичного сюжета в книге ничего нет. Только линейное повествование, лишённое метафор и стилистических изысков, и Пол Линч, выдающий по десятке глаголов на предложение.
    «Песнь пророка» могла бы стать рядом с детской страшилкой в духе «в чёрном-чёрном городе», так намеренно автор наводит мрак с первого предложения и не пропускает ни лучика света до самого конца романа. Лидия Гинзбург рассказывала, как в сталинских лагерях цитировала на память «Евгения Онегина», Владимир Набоков и в «Приглашении на казнь», и в «Под знаком незаконнорождённых» шутил так, что черти в котлы валились со смеху, а в меню Пола Линча только одна позиция, очень грустно и очень страшно, и без компота. Уже давно подтверждённый литературой и реальностью факт, что жизнь хоть в войну, хоть в революцию, хоть в конец света, остаётся жизнью, люди улыбаются, и празднуют дни рождения и ходят в парикмахерские, но, очевидно, ни одно приятное мгновение не должно было прорваться в плотный и мрачный текст «Песни Пророка».
    К главной героине, Айлиш, тоже есть вопросы. Из аннотации может показаться, что это такая история, где хрупкая женщина, оставшись без мужа с четырьмя детьми в разваливающейся от беспредела стране, мужественно берет на себя роль лидера и спасителя, но дело обстоит в точности наоборот. Ещё до наступления точки невозврата все вокруг Айлиш кричат ей, что надо уезжать. Её сестра в Канаде, её коллега, её дочь, даже её отец в деменции понимает, что надо уезжать, и только главная героиня переживает, как это она уедет, если муж вернется однажды, а дома щей не наварено. У романа открытый финал, но если Айлиш удастся спастись, то её заслуга в этом будет нулевая. Поразительно, насколько человек, занятый, казалось бы, интеллектуальным трудом, глупеет с первой секунды семейных бед и не совершает ни одного рассудительного поступка. И эта-то героиня, по задумке Пола Линча, должна вызвать универсальное сочувствие. Может, и вызовет, конечно, но не того порядка, на который рассчитывалось.
    Ну и главное, остаётся непонятным, зачем это всё написано. Как предостережение – это товар просроченный, инструкции выживания там нет, ни переосмысления реальности, ни оригинально сконструированного мира. Всё как в жизни, только процежено через марлю, и надежда выкинута в отходы.
    Подкаст Культура чтения https://music.yandex.ru/album/29772356

    6
    342