Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Шестой дозор

Сергей Лукьяненко

  • Аватар пользователя
    Аноним18 февраля 2015 г.

    Трудно сказать, почему я так люблю книги Лукьяненко.
    Вначале это была теплая признательность за аромат солнечного утра на площади Карронад, знакомыми нотками скользивший через несколько повестей — тех, что о детях. Тех, где автор отдавал дань своему наставнику — Владиславу Крапивину, волшебному детскому писателю. Мастеру, писавшему сказки для детей, которые живут в каждом человеке.
    Потом… потом это было уважение.
    Уважение, прошедшее через боль, унижение, обиду, оскорбление, осознание и наконец — смирение. «Ночной» и «Дневной» Дозоры, прочитанные мной, захлебываясь, отчаянно пытаясь вдохнуть и выпрямиться, за сутки напролёт, с маленького и неудобного корейского телефона, отчаянно глючившего; эти две книги перевернули мой внутренний мир.
    Тогда мне было тринадцать. Я ещё только мечтала о собственном доме (или хотя бы собственной комнате), персональном ноутбуке, нормальной семье и свободе слова.
    И уже тогда я решила для себя, что стану Тёмной, как бы меня ни хотели бы видеть Светлой.
    «Дозоры» так удачно вписались в мою истерзанную картину мира, что на какое-то время стали моей воспаленной жизнью. Топливом для костра, который горел где-то там впереди. Я никогда его не видела, но почему-то была уверена, что он есть.
    Даже «Мальчик и Тьма», — я поняла это нескоро, хотя она до сих пор была, есть и остается моей любимой, или по крайней мере, одной из любимых книг, — не столько помогла и поддержала меня в моей жизни, сколько сделали именно «Дозоры». Сколько поменяли.
    В тринадцать лет любой только что открытый мир шокирует и кажется ужасно важным.
    «Дозоры» давно перестали меня шокировать — по крайней мере, своей сутью, — но до сих пор занимают важное место в моей философии. Именно такой я вижу суть человечества. Именно Лукьяненко, жестко и небезосновательно показавший мне её, стал путеводной звездой в моей философии. Как бы бредово это не звучало.
    И до сих пор его книги, хотя и воспринимаются спустя шесть лет уже по-другому, до сих пор они поражают меня.
    Своей изысканно-дешевой правдой, изящно-грубым сарказмом, повседневно-неожиданной философией и предсказано-неординарными поворотами.
    Именно его книги чаще всего вызывали у меня мурашки ужаса и восторга при осознании того или иного сюжетного хода.
    Недавно мне попалась в руки его последняя книга об Антоне Городецком — «Шестой дозор». Попалась случайно — у подруги на полке, я ещё долго сомневалась, брать её почитать, или время ушло. Не знаю, что было причиной этого: то, что книга попала и к подруге от кого-то, или то, что «Дозоры» давно остались для меня сформировавшимся и улетевшим, как проект в слайд-шоу, на задний план, миром. В итоге я все-таки решилась. Наверное, пленил дизайн страниц — черные летучие мышки на полях, как прозаично.
    Читая, я понимала, что одну книгу из серии все-таки, видимо, пропустила — ибо Тигр, да и Арина, два очень колоритных персонажа, оказались мне слишком незнакомыми, чтобы быть попросту забытыми. Всех остальных я помнила очень даже хорошо.
    Втянулась сразу. Знаете, бывают такие книги, которые, может быть, не обладают достаточной репутацией для того, чтобы засунуть их в центр книжной полки на самое заметное место, но такие, при взгляде на обложку которых ты сразу понимаешь: «будет круто».
    Или ещё такие книги, после которых ты задумчиво смотришь в пол, встаешь, кладешь книгу на стол, а руки — на клавиатуру, и из тебя ключом начинает бить философия. Твоя философия. Та самая философия, которую ты месяцами из себя выдавливаешь, уговаривая себя написать хоть что-то, похожее на «тот шедевр, который набрал тогда сто пятьдесят лайков, детка». Муза, потолстевшая в придорожных Макдаках в своём долгом залетном путешествии к северу от твоего города, врывается в твой дом, громко хлопнув дверью, свалив вешалку и наступив на кота, хлопает тебя по плечу и нагло садится на колени, помахивая искрящейся волшебной палочкой.
    И ты, немного пьянея от происходящего, чувствуешь знакомое, пусть и давно забытое, ощущение эйфории.
    В жизни каждого недописателя есть такие книги.
    В моей жизни это русское юмористическое фэнтези и Лукьяненко.
    Мне каждый раз немного стыдно брать в руки эти книги, но каждый раз очень жалко их закрывать на последней строке эпилога.
    Наверное, это и есть книги, которые отражают нашу суть; не ту, которую нам навязывают «списки 200-т книг, рекомендуемых к прочтению по мнению ВВС», книжные паблики вконтакте и мода современных кафе с книжными полками под столами. А те, которые ложатся на нашу душу, с легким щелчком вставая во все предназначенные для них пазы. Как силиконовый чехол для смартфона — вроде бы с такими ходят только лохи, а как удобно зато!
    И экран становится больше, и телефон в руках держать удобнее, и кнопки легче жмутся, и вроде операционка побыстрее работает.
    В общем, не знаю, получилось ли у меня донести до вас свою идею. Изначально я хотела просто написать рецензию на «Шестой дозор», но теперь поняла, что не буду этого делать. Потому что выплеснуть все мои эмоции и мысли, не проспойлерив книгу жестоко и безнадежно я не смогу. Останется только два листа в моем моментбуке — блокноте, где находится место для всего, что меня взволновало. И этого будет для меня достаточно.
    А в заключение этого короткого и, скорее всего, подпадающего под несколько определений из списка нарушений текста, я хочу сказать одно.
    Неважно, что находится у тебя на книжной полке, и что подумают люди, взглянув на неё. Важно лишь то, что ты сам для себя вынес из неё. То, что делает тебя тобой. Это и есть твоя суть.

    3
    35