Рецензия на книгу
Под стеклянным колпаком
Силвия Плат
BladeReader27 октября 2024 г.Это не роман
“Под стеклянным колпаком” напоминает сшитые последовательно "Над пропастью во ржи" и "Прерванная жизнь". Причем если первая часть написана довольно искренне (видно, что она базируется на биографии и переживаниях самой Сильвии), то вторая не вызывает ощущения прожитого опыта в первом лице (оказывается, многие детали взяты из работы Мэри Джейн Уорт “The Snake Pit”) .
Сильвии Плат иногда удаются сильные живописные образы, такие как развеивание одежды по ветру в Нью-Йорке или соседка-пациентка, напоминающая застывшую вазу с распустившимся красным цветком рта, или нелюбимое мною, но всеми цитируемое фиговое дерево как метафора выбора жизненного пути и упущенных возможностей. Также, темы женственности и девственности, поднятые в книге, остаются актуальными и резонируют с чувствами молодых девушек, а для своего времени, вероятно, вообще были почти откровением.
Тем не менее, главной героине довольно сложно сопереживать: Эстер испытывает обиду на жизнь и постоянно ждет чего-то от окружающих. Она относится к людям утилитарно, то есть оценивает их с точки зрения полезности для нее самой. Она составляет в голове саркастические портреты людей вокруг, но редко скажет им об этом напрямую. Эстер врет, увиливает и всех подозревает, что, конечно, может быть и комментарием о том, как женщинам приходится выживать под давлением общества и при этом сохранять лицо, может быть следствием нарастающего депрессивного состояния, а может быть и просто чертой ее характера.
Сложные отношения Эстер с Бадди подчеркивают ее внутренние конфликты. Героиня оправдывает свои действия и мысли позицией жертвы и апелляцией к справедливости, что делает ее похожей на Бадди. Ее обвинения Бадди в двуличности выглядят иронично, поскольку сама она поступает довольно похоже. Например, Эстер не помогает Дорин в момент сильной интоксикации, опасаясь, что та “затянет ее”, но при этом именно Дорин оказывается рядом, когда Эстер страдает от отравления.
Фигура Дорин вообще заслуживает отдельного внимания. Возможно, зависть Эстер к Дорин объясняется не столько разностью во внешности и воспитании, сколько способностью Дорин быть вызывающе искренней и знать, кто она на самом деле. При первой встрече с Ленни Шепадром Эстер тут же придумывает себе вымышленное имя, а вот Дорин, пусть это и предрешила за нее Эстер, остается при своем настоящем (тут важен не факт того, что Эстер проронила имя Дорин, не дав ей и возможности заменить его вымышленным, если бы та захотела, а символизм сложившегося расклада).
Хотя весь этот анализ в общем не имеет никакого смысла если, как в “Над пропастью во ржи”, отношение Эстер к миру и окружающим является лишь преломлением, вызванным нарастающей депрессией. Тогда ее мизантропию, раздражение, апатию и паранойю не стоит воспринимать буквально, то есть как атрибуты самого персонажа, а лишь как симптомы тяжелого заболевания.
"Под стеклянным колпаком" — это не роман. Это автобиография, карикатура, история болезни, психологическое исследование внутреннего мира женщины, запертой в социальных рамках и собственных ожиданиях, проработка собственного травмирующего опыта, попытка этим опытом поделиться, исторический документ о психиатрии 50-х, много чего еще, но все же не роман.
6188