Рецензия на книгу
Любовь во время чумы
Габриель Гарсиа Маркес
Аноним21 октября 2024 г.Ответь ему «да». Даже если умираешь от страха, даже если потом раскаешься, потому что будешь каяться всю жизнь, если сейчас ответишь ему «нет».Прошло 12 лет с первой встречи с героями Габриэля Гарсиа Маркеса, а вечера с ними всё также лечат сердце и душу. Неважно, что происходит вокруг, как рушится мир, как льют дожди за окном или насколько непросто там где ты. Открывая книгу, ты словно уносишься с теплым вечерним ветром туда, где проживают свою старость его персонажи. Заодно эта книга служит порталом и в мою юность, в совместные чтения с лучшим другом и наши горячие обсуждения любви московской осенью в кафе. Ещё острее ощущаешь бег времени и его неумолимость, о которой пишет Маркес. Потому что никогда больше у нас не будет такого дня в том кафе или совместных книг. Да и проникнуться желанием, чтобы всё было хорошо у того, кто уже навсегда не с тобой, тоже выходит намного лучше чем в 20 лет.
Пожалуй, магия текстов колумбийского гения как раз в том, насколько плотную и яркую картину той действительности он создает. И становится неважно, что ты никогда не был в Латинской Америке, не наблюдал первые признаки старости на своем теле и не терял возлюбленного. Всё это уже происходит с тобой, пусть ты и не сразу это заметил.
Стоит однако признать, что пусть годы и изменили многое, но одно осталось неизменным. Вся буря чувств и эмоций, которые я испытываю к одному из главных героев книги — Флорентино Арисо. От нелюбви и непонимания я перешла к новой стадии: путь глухого раздражения при его появлении в самом начале до ослепляющей ярости уже с середины книги. Юноша, который хотел любви и придумал её себе. Не зная свою избранницу, не давая себе труда узнать её настоящую. Просто мальчишке нужна была коронованная богиня и он её себе вообразил. А потом положил всю свою жизнь на то, чтобы дождаться, несмотря на вполне четкий отказ. И то, что он делал с женщинами вокруг себя уже само по себе было весьма специфичным способом получать удовольствие от жизни, но это был взрослый выбор двоих участников. Но то, что он сделал с Америкой, отданной ему под защиту это настолько омерзительно. Ни один Гумберт Гумберт даже представить себе не мог такого медленного и поэтапного растления доверчивого ребенка. Схватил яркий цветок, поиграл, полюбовался, а потом бездумно сжал в кулаке и отбросил.
Именно поэтому я наотрез отказываюсь видеть в финале романа хоть какую-то любовь. Потому что верить, что Фермина Даса могла выбрать такую судьбу с таким человеком, после счастливой семейной жизни — просто невозможно.Неслучайно и все неприятные телесные моменты связаны именно с Флорентино, который день за днем борется со своим организмом, который отказывается работать правильно. Тут стоит отметить, что надо быть готовым к Маркесу и предельной физиологичности его прозы, где он не отказывает себе в обсуждении запоров, клизм и других тонкостей старения или боления организма.
Сам же роман прекрасен тем, как слой за слоем открываются новые детали жизни маленького колониального городка, живущего от войны к войне и вынужденного наблюдать за тем, как стареют или приспосабливаются к жизни самые достойные его члены.
А ещё они любят совершенно разной любовью: юношеской восторженной, материнской, детской наивной или чувственной, плотской, ослепляющей настолько, что уже неважно, что вокруг: чума, холера, воды реки с аллигаторами или старческое тело в фаянсовой ванне. Потому что любовь не знает преград и не дает о себе забыть. Даже если очень хотелось бы.25519