Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Madame Bovary

Gustave Flaubert

  • Аватар пользователя
    lyolyaleb21 октября 2024 г.

    «Я мечтательница, фантазёрка! ... Несчастный характер у меня»

    И пусть таковой считала себя Ольга Ильинская из романа И. А. Гончарова «Обломов», на мой взгляд, именно Эмму Бовари приведённое высказывание характеризует наиболее точно.

    До непосредственного знакомства с историей о произведении Флобера я знала лишь тот факт, что в честь главной героини назван синдром в психологии, поэтому с первых же страниц мне было особенно интересно наблюдать за поведением госпожи Бовари в попытках подтвердить её диагноз.

    Отвращение к бытовым проблемам, постоянное ожидание сказочной любви, ощущение себя жертвой провидения и немые упрёки несправедливому обществу, которое возвышает недостойных, – вот, из чего состоит внутренний мир этой (не?)заурядной личности. Мы все рано или поздно проходим болезненный путь принятия реальности, однако основное отличие Эммы в том, что она, наоборот, старается подстроить реальность под своё представление о ней; представление, взлелеянное в лучших традициях романтизма.

    Иллюзия наслаивается на иллюзию, одна ложь покрывает другую – мечты не помогают наполнить её жизнь смыслом, но, становясь всё более эфемерными, только отдаляют от желаемого образа. Эмма уже сама не знает, где искать счастье и существует ли оно вообще в этом мире.



    «... всё на свете обман! За каждой улыбкой кроется зевок от скуки, за каждой радостью – горе, за наслаждением – пресыщение, и даже после самых жарких поцелуев остаётся лишь неутоляемая жажда ещё более упоительных ласк»

    В отчаянии Эмма на время заглушает душевную боль напряжением страсти, однако возведение в абсолют принадлежности другому человеку не способно разрешить её роковой конфликт с собственным восприятием провинциальных реалий.

    Место действия книги – вовсе не крохотный городок на севере Франции, а просторный театр человеческих чувств и эмоций, где на авансцену выступают пошлость, тщеславие, вспышки ненависти и разрушительное вожделение. Однако, едва появившись, они тут же скрываются за кулисами, и в этом главная проблема, помешавшая мне проникнуться повествованием.

    Мне не хватило глубины раскрытия привязанностей Эммы, обоснования чувств, так ярко описанных впоследствии, и переживаний героев, которые являются причиной лабильности настроения госпожи Бовари.

    Невольно сравниваешь роман Флобера с «Анной Карениной», хоть и позже написанной, но поражающей психологической достоверностью. И если у Л. Н. Толстого мы наблюдаем весь процесс духовных метаний каждого, кто причастен к сложившейся ситуации, и этот внутренний процесс приводит к определённому внешнему результату, то здесь герои остаются красивыми декорациями к размышлениям Эммы, чувства которой зачастую подобны флюгеру в непогоду, от чего, в первую очередь, страдает она сама.

    Я ничего не ожидала от «Госпожи Бовари», но всё равно немного разочаровалась. Как слепок французского общества того времени роман, безусловно, хорош, но на уровне эмоционального восприятия он, к сожалению, оставил меня если не равнодушной, то не вполне удовлетворённой.

    4
    152