Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Имя розы

Умберто Эко

  • Аватар пользователя
    Аноним20 октября 2024 г.

    Чем тогда различаются Бог и первоначальный хаос?

    Есть восточный анекдот-притча. К мудрецу, почитаемому всеми пришли два спорщика. Каждый убеждённо излагал свою точку зрения. Выслушав одного, мудрец сказал :"Ты прав, Мурат". Второму он также сказал: "Ты тоже прав, Булат". Жена мудреца возмутилась: " Ты сам себе противоречишь! " На что мудрец невозмутимо ответствовал: " И ты, Фатима, права". Этот анекдот может быть использован для объяснения "простецам", если использовать выражение, часто употребляемое автором, для доступного, популярного, понятного всем изложения сути сего головоломного текста. Здесь отрицается существование истины, положительного и отрицательного, высокого и низкого. Всё предстаёт взаимообратимым, нескончаемым карнавалом. Действительность выступает проекцией письма, гигантского скрипториума-библиотеки. Книга, написанное оказывается важнее всего происходящего, скрывая в себе ключ к нему. При этом авторство иллюзорно. Более того, в подтексте развивается мысль об иллюзорности Автора Авторов - Бога, имя которого в разных вариациях склоняется героями Книги. Всё версии, все сценарии хода событий оказываются равноценными, что даёт основание послушнику Аддоны в конце истории сомневаться в отличии Бога от первоначального Хаоса. В романе Умберто Эко отсутствуют положительные герои. И этим он резко отличается от привычного для нас стандарта детектива, когда гениальный сыщик распутывает клубок, завязанный хитрым преступником и справедливость торожествует. Вильгельм
    Баскервильский - средневековый Шерлок Холмс - оказывается косвенно виновным в ряде страшных убийств, совершаемых в ходе своеобразной "шахматной партии", которую он играет с воплощением религиозной косности и фанатизма и, одновременно, беззаветной любви к книге слепым монахом- испанцем Хорхе. Он убивает, бросая вызов, соревнуясь с Вильгельмом в уме и прозорливости. Всё заканчивается полным крахом и поражением " сыщиков". Есть здесь и метатекстовый уровень, где мы встречаемся с "образом автора". Отрицая правомочность утверждения каких-либо идей, истин, вероучений всём своим повествованием автор подводит нас к необходимости признания абсолютности карнавала, оборотничества на фоне описания присутствия Бога в созданном Им мире, где становится позволенным всё...

    4
    217