Рецензия на книгу
Лолита
Владимир Набоков
MilaMoya12 февраля 2015 г.Да, всему свое время. Впервые попробовала я читать "Лолиту" еще в школе, лет эдак в 15-16. Помню, что осилила тогда не больше 10-ти страниц: книга показалась до жути нудной и замудреной и в то же время "ни о чем". Некоторое время спустя подвернулся одноименный фильм, который я посмотрела не без некоторого удовольствия, но без особенно ярких эмоций. Припоминаю только, что конец жутко не понравился и смазал все впечатление. На этом я посчитала свое знакомство с Набоковым и его юной Долорес благополучно завершенным и, возможно, так никогда бы больше и не открыла книгу. Но все-таки она меня настигла, совершенно неожиданно. И даже понравилась.
На мой взгляд, продираться через словесные дебри, созданные нездоровой фантазией Гумберта, можно только одним способом. И заключается он в отбрасывании собственных моральных принципов куда подальше, в закрома совести, туда же следует отправить и желание отыскать какую-либо логику, последовательность, преднамеренность в происходящем. А нужно, на самом деле, не вникая в сюжет, просто плыть по течению-словосплетению, улавливая обилие звуков, запахов, вкусов, цветов, прикосновений, которыми полна книга и которые возникают и исчезают по собственной воле (точнее, по воле автора), и живут независимой от вашего восприятия жизнью. Только так.
Отдельные фразы прямо замирают, отчеканиваются в воздухе и создают настолько реальные картинки, что не увидеть и не почувствовать их просто невозможно. Как, например, эта игра с яблоком:
она кидала его вверх, в солнечную пыль, и ловила его, производя плещущий, полированный, полый звукИли эта собака:
в сопровождении величественного сенбернара с глазницами, как громадные бархатные фиалкиА вот здесь перед моими глазами промелькнула целая кинолента (хотя нет, это даже не кино было, скорее, я сама перенеслась на горную дорогу, откуда вместе со злополучным профессором наблюдала за городом, таящимся внизу):
Мелодия, которую я слышал, составлялась из звуков играющих детей, только из них, и столь хрустален был воздух, что в мреющем слиянии голосов, и величественных и миниатюрных, отрешённых и вместе с тем волшебно близких, прямодушных и дивно загадочных, слух иногда различал как бы высвободившийся, почти членораздельный взрыв светлого смеха, или бряк лапты, или грохоток игрушечной тележки, но всё находилось слишком далеко внизу, чтобы глаз мог заметить какое-либо движение на тонко вытравленных по меди улицах. Стоя на высоком скате, я не мог наслушаться этой музыкальной вибрации, этих вспышек отдельных возгласов на фоне ровного рокотания...Вот так, пробираясь через множество картинок, запечатлевающихся в памяти, я читала "Лолиту". И в голове моей ни разу не возникло и тени сомнения, что все это реально и происходит прямо здесь и сейчас перед моими глазами. Восхищаюсь мастерством автора, чья фантазия смогла создать настолько живые, прямо дышащие, образы и ощущения.
1076