Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Брюзга

Менандр

  • Аватар пользователя
    Аноним11 февраля 2015 г.

    Это совершенно типичное произведение конца IV века, принадлежащее к жанру новоаттический комедии.
    После изменений в общественном сознании и социальном укладе, что произошли тогда в Афинах, трагедия уже не была столь популярной, из комедии исчез всякий политический оттенок. И вот, появилась чисто бытовая комедия, одной из которых и является "Брюзга". И снова появились типичные персонажи-маски: влюблённый юноша, старый скупой отец, умный и ловкий раб, воин, парасит, сводник, девушка и т.д.
    Сострат - влюблённый. И при этом он - честный, справедливый юноша, готовый ради любви побыть и рабом на поле.
    Не стоит удивляться, что он увидел девушку, тут же влюбился и собрался жениться - это древняя Греция. Чувства людей, глядя по произведениям, были куда более постоянны. А в "Брюзге" говорится также:


    "Известно ведь, что если в годы юные
    Женится по любви, то будет прочен брак".

    Кнемон имеет яркие негативные черты. Он брезглив, доходя почти до безумия.
    Далее появляются персонажи Сикон (повар) и Гета (раб). Как мне кажется, здесь они вдвоём исполняют роль "умного и ловкого раба".
    Маски воина и его парасита надели на себя: Горгий - мужественный и благородный, готовый защищать честь сестры (несмотря на то, что ей он - одноутробный брат), собирается прогнать влюблённого. Но, увидев что Сострат чувак хороший, решает помочь ему; Дав - просто верный слуга Горгия, исполняет его указания.
    Мать Сострата упоминается вскользь, как и дочь Кнемона - у которой, действительно, нет имени, лишь раз появляется и что-то произносит - потому что это действительно неважно. Функции комедии: развлечь, показать какую-то мораль, обращая зло в добро в конце. Девушка лишь повод для закрутки сюжета.
    Полагаю, что Кнемон имеет непосредственное отношение к морали, смыслу этой комедии. После падения в колодец он говорит:


    "Уж так ведётся, видно, - только горести
    Воспитывают нас."
    <...>
    "Но в одном я ошибался: думал я, что и один,
    Обособившись от мира, преспокойно проживу."
    <...>
    "...на корыстный ум людской
    Нагляделся в жизни вдоволь. Я уверен был: никто
    Никому на свете блага не желает."

    В этом случае проявляется и сила влюблённости и легкомысленность Сострата: то что он помогает, однако ему всё равно как там этот старик - он любуется его дочкой, и едва не роняет верёвку, с помощью которой они с Горгием тащат Кнемона.
    И несмотря на то, что Кнемон убедился в том, что ошибался в людях, он всё равно ворчит и отвергает приглашение Сострата ко столу в честь помолвки. Кнемон прогоняет даже служанку. А она уходит с криками:


    "И я уйду, клянусь тебе. Ты здесь теперь
    Лежи один, страдай за свой несчастный нрав.
    Тебя просили люди в грот святой прийти -
    Ты отказался. Вот увидишь, новая
    Тебя постигнет, да ещё страшней, беда."

    Сикон и Гета решили проучить старика, когда он, беззащитный, чуть живой, остался один. И цель их не в издёвках состоит, они лишь добиться хотят, чтобы принял он приглашение.
    Так вот, в последнем вся и соль: проявление добра в ответ на злобу и ненависть.
    Cчастье людей зависит от них самих, и судьба человека, не свободная от случайностей, всегда обусловлена его характером.
    Эту бесспорную для Менандра истину знает даже раб Онисим, который говорит, что все заботы богов о людях сводятся к распределению между ними соответствующих характеров:


    "...В каждого его надсмотрщиком
    Внедрили нрав они. Наш постоянный страж,
    Он губит тех, кто плохо с ним обходится,
    Других же милует... Вот он и есть наш бог!
    И счастья и несчастья он причиною!"
    4
    1K