Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Жизнь взаймы, или У неба любимчиков нет

Эрих Мария Ремарк

  • Аватар пользователя
    Аноним16 октября 2024 г.

    ...человек по-настоящему счастлив только тогда, когда он меньше всего обращает внимание на время и когда его не подгоняет страх

    С творчеством писателей «потерянного поколения» я была не знакома. Хотя попытки знакомства были с тем же Э.М. Ремарком, но неудачные. Ну никак не шли у меня его романы. Последняя книга, которую я осилила на 50 страниц и отложила до лучших времен, была «Жизнь взаймы». Тогда я не прониклась завязкой романа, повествование казалось мне каким-то сумбурным, поспешным, характеров и поступков героев я не понимала вовсе. И тогда 50 страниц мне оказалось достаточно, чтобы дальше не мучить книгу и отложить ее на дальнюю полку. С тех пор прошло около 9 лет и спустя множество прочитанных книг, я решила дать этой книге второй шанс.

    Книга повествует нам о молодой девушке Лилиан, больной туберкулезом, живущей в санатории и мечтающей оттуда сбежать, и Клерфэ – автомобильном гонщике, приехавшим в санаторий навестить своего давнего друга.
    К сожалению, ни с одним из главных героев я не «породнилась». Все они для меня будто существовали в каком-то вакууме, отдельно друг от друга и от внешнего мира.

    Лилиан мне сложно было понять, она была мне не особенно приятна. Она всегда была меланхолична, грустна, её слова не вязались с её действиями.
    Лилиан воспринимает жизнь совсем под другим углом, удивляется, как здоровые люди тратят своё время на совершенно ненужные и бессмысленные вещи. Она же ценит в жизни и в своей свободе каждое мгновение. Человек, у которого нет будущего, совершенно иначе относится к настоящему.


    «Она же гонится за жизнью, только за жизнью, она как безумная охотится за ней, словно жизнь — это белый олень или сказочный единорог. Она так отдается погоне, что ее азарт заражает других. Она не знает ни удержу, ни оглядки. С ней чувствуешь себя то старым и потрепанным, то совершеннейшим ребенком.»

    Но чем дальше я продвигалась в истории, видела только, что хоть Лилиан и желала сбежать и начать жить, она будто бы не знала, как это делать. Она не путешествовала, не делала чего-то необычного, не пробовала новое. Она только тратила унаследованные от отца деньги, ходила по разным ресторанам и скупала платья.

    Ко всему прочему, я не чувствовала любви Лилиан к Клерфэ. Мне и вовсе показалось, что она его не любила. Лилиан привлекла только его схожесть с ней самой, она чувствовала благодарность ему за то, что пример его жизни послужил окончательным толчком к её побегу из санатория. Она видела его ситуацию схожей со своей, только он был свободен и не был заточен в четырех стенах.


    «Лилия больна туберкулёзом, и её жизнь длится от кровотечения до кровотечения. Клерфэ - гонщик, живущий от гонки до гонки.»
    Но когда он захотел остепениться: бросить гонки и жениться на ней, она, кажется, и вовсе теряет к нему интерес и ее любовь угасает. Она не понимает, почему он вдруг перестал ценить каждое мгновение и жить настоящим, теперь у него появилось будущее. В следующие моменты он стал напоминать ей Бориса из санатория, который её так же оберегал, не давал лишний раз отвлечься и развлечься, сковывал её, удерживал от возможно безрассудных поступков. И она решает уйти от Клерфэ.

    О Клерфэ же я мало что могу написать. Он гораздо старше Лилиан, готов каждый раз рисковать своей жизнью, участвуя в автогонках. Хотя с него начинается повествование, постепенно он уходит будто бы на второй план, и главной героиней становится Лилиан.

    С первых страниц роман можно разбирать на цитаты. Буквально в каждом диалоге, в каждом размышлении героев находишь ценные замечания о жизни, смерти, счастье, одиночестве, любви, расставании.
    Но со временем, я стала уставать от такого количества «цитат», которые начали терять свою ценность и мудрость для меня. Они будто повторяют друг друга и заключают в себе одинаковый смысл. Все эти красивые фразы и высказывания можно заключить в одну единственную мысль: Живи настоящим, никто не знает, что случится завтра, наслаждайся моментом и помни, что по-настоящему важно!
    К тому же для меня в романе оказалось мало экспозиции и много диалогов. И поначалу они кажутся глубокими, необычными, но со временем начинаешь понимать, что в жизни люди так не разговаривают, чувствуется неестественность в этом, они не правдоподобны.

    Главным образом, меня заставил задуматься только последний диалог Лилиан с Борисом и его рассказ о старике.


    «Я знал одного человека, который постоянно дрожал за свою жизнь. Зато лет в восемьдесят он стал очень веселым. Эту перемену старик объяснял тем, что теперь ему придется дрожать уже недолго - ведь он болен артериосклерозом и у него уже был инфаркт. Совсем другое дело раньше, тогда ему приходилось загадывать лет на двадцать-тридцать, а то и сорок вперед и это внушало ему такой страх, что жизнь была ему не в жизнь.»

    Для меня мысль оказалась довольно свежей и интересной. Всю книгу герои говорили и размышляли о том, что люди не используют свою жизнь на полную, тратят время на ненужные вещи, строят свое будущее и забывают жить настоящим. История про старика раскрывает причину этого.

    В целом неоднозначная книга для меня. С одной стороны довольно сухое повествование, бесконечные утомляющие диалоги, не особо прописанные персонажи. С другой стороны, кладезь глубоких размышлений на тему быстротечности жизни, неизбежности смерти, любви, расставания, закладывай хоть каждую страницу. И последние главы, которые пришлись мне особенно по душе. Диалог с Волковым и его краткая история про старика оказались для меня чем-то новым и дали мне пищу для новых размышлений.


    «На самом деле человек по-настоящему счастлив только тогда, когда он меньше всего обращает внимание на время и когда его не подгоняет страх.»
    Содержит спойлеры
    9
    593