Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Триумфальная арка

Эрих Мария Ремарк

  • Аватар пользователя
    AnnyKaramel10 февраля 2015 г.

    О, врачеватель души моей...

    Мое знакомство с этим воистину прекрасным писателем, ставшим впоследствии одним из любимых, началось ещё со школы. И со школы же повелось, что если вдруг сгущаются над головой тучи, а в душе начинают протяжно завывать и скрестись острыми коготками невидимые коты и кошки, рука сама непроизвольно тянется к одной из читанных-перечитанных книжек.
    Так случилось и в этот раз. Не в силах более выносить суету внутриличностных переживаний, я решила скрыться от неё на книжных парижских улицах, под возвышающимся величественным силуэтом триумфальной арки.
    Глаза пробегали по строчкам, на которых оживали давно знакомые персонажи, и раз за разом возникало ощущение, что всё происходящее разворачивается на площади куда большей, чем формат книжной страницы. Как будто все чувства, все события и эмоции вдруг разом увеличились в размерах, выплеснулись и убегающей волной утащили меня с собой в пучину слов. И казалось, что я не читаю, но стою за Равиком в светлой операционной, затаив дыхание и наблюдая через плечо за сложной операцией, или прячусь в темноте ночной комнаты, чувствуя неловкость за то, что стала невольным свидетелем их разговора с Жоан.
    Одна из особенностей Ремарка, помимо прекрасного слога и предельной честности и откровенности, - это невероятная образность его персонажей. Ты представляешь их себе так ясно, словно был знаком с ними, по меньшей мере, большую часть жизни. Ты любишь их - каждого по-своему, ты сопереживаешь им, ты радуешься вместе с ними, волнуешься за них, не понимаешь и даже презираешь или отвергаешь. Но ты привязываешься к ним, к каждому из них.
    Ты смотришь, как исчезает на борту корабля хрупкая фигурка Кэт, и чувствуешь, как невидимая рука с силой сжимает твое сердце. Ты смотришь на счастливую Роланду перед новым кассовым аппаратом и улыбаешься вместе с ней её счастью, ощущая при этом лёгкую грусть, как при расставании с хорошей знакомой. Ты недоуменно пожимаешь плечами вслед Эжени. Твой нос улавливает запах табака, исходящий от Морозова...
    Каждый, каждый, кто появляется в этой, да и не только в этой книге Ремарка, появляется в ней не просто так. Каждый, кто появляется в этой книге, оставляет след в твоей душе - большой ли, маленький, это уже не столь важно. Никто не проходит незамеченным. Даже случайный полицейский, даже рабочий, погибший на стройке, даже простая уличная проститутка.
    Ну и конечно, стоит ли говорить об эмоциях, переполняющих тебя после прочтения?
    Мне сложно сдерживать слёзы при чтении, ну а при чтении книг Ремарка сделать это в принципе невозможно. Но что удивительно - читая последние страницы, которые то и дело дрожат и расплываются, вдруг понимаешь, что слёзы эти вызваны отнюдь не сюжетом, нет. Истинная суть их скрывается гораздо глубже, в тайниках твоей собственной души, которые до этого времени были прочно закрыты, задраены, спрятаны под ворохом сомнений и иллюзий. А теперь они распахнуты настежь и всё, мешавшее вдохнуть полной грудью, сочится из глаз прозрачной солёной жидкостью.
    И закрывая книгу с ощущением лёгкой печали от расставания с атмосферой и героями к которым успел так сильно привязаться за каких-то четыреста с лишним страниц, ты, тем не менее, оглядываешь окружающий тебя мир каким-то новым, обновленным взглядом, ощущая, как душа наполняется лёгкостью и невыразимой благодарностью к тому, кто смог подобрать для неё необходимые слова.

    5
    16