Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Имя ей Хель

Елена Кондрацкая

  • Аватар пользователя
    BessVelial14 октября 2024 г.

    Кровь-любовь: романтика по локоть в крови

    О чём книга: Хель — наёмная убийца, которая скрывается от Гильдии убийц, что хочет её убить. Однажды её находит фейри и предлагает заказ, который решит все её финансовые проблемы. Вот только убить Хель предстоит нового Короля фейри, а для этого ей придётся пройти отбор в стражу и стать его личной Тенью, чтобы получить возможность подобраться как можно ближе. Но сможет ли обычный человек убить бессмертного фейри, который к тому же сильнее любого из своих стражей? И почему именно человеческой девчонке фейри поручил столь сложный заказ?

    Описание намекает на достаточно предсказуемую историю любви: она хочет его убить, а он слишком сильный, красивый, классный и т.д., и в итоге она в него влюбится и убить не сможет. Ну, в целом это соответствует содержанию, но есть несколько нюансов, которые сделают чтение гораздо интереснее и приятнее.

    Во-первых, сеттинг необычен для такой истории и потому придаёт приятную остринку. Это самое натуральное тёмное фэнтези — не кокетливо притворяющееся даркухой, а самая что ни на есть даркуха с боди-хоррором, убийствами, изнасилованиями и тёмно-серой моралью большинства героев. Феи ставят опыты на людях и считают их за собак, люди охотятся на фей, чтобы отрезать им уши, головы или пришпилить булавкой к рамке аки бабочек, провинившихся проституток сажают голыми на цепи, а нежеланных младенцев они выкидывают на мороз. Люди подсаживаются на наркоту в виде магической золотой пыли и ради неё готовы на что угодно, а феи не обременены привычными нам нормами морали и считают, что чем больше партнёров до брака, тем круче. В общем, говнеца в этом мире с лихвой, иногда мне даже казалось, что автор специально его концентрирует, затирая все остальные краски, чтобы единственным светлым пятном был Хоук, король фейри.

    Во-вторых,несмотря на такой мрачный и жестокий сеттинг, где герои по уши в крови, блевоте, сперме и моче, любовная линия — ну просто сахар, просто мёд. Я серьёзно: в других декорациях от такой любви у читателя бы жопа слиплась. Хоук весь такой комфортный мальчик — и заботится, и не давит, и извиняется, и бегает за Хель, и жертвует собой, и пытается выполнить свой долг, и грустит из-за каждого погибшего по его и не его вине, и вообще просто котик-лапочка-зайчик с трагической судьбой, что его не сломала. Даже Хель, которая вся такая прагматичная, неприступная, очерствевшая и настроенная на убийство, сдаётся, хотя надо отдать ей должное — сопротивлялась она больше половины книги, что опять же в плюс.

    В этом мне видится влияние времени: десять-пятнадцать лет назад представить книгу с настолько здоровыми (в плане уважения, заботы и признания своих ошибок) отношениями сложно. Даже сейчас большая часть любовных линий строится на абьюзивных тропах: он сделал меня своей, я манипуляциями добилась своего, стокгольмский синдром, синдром жертвы/спасателя/мессии и прочая. Тут, может, такие моменты и проскальзывают (что поделать, совсем без них пропадёт психологизм, так как все мы грешны), но они не подаются под соусом «Вот это и есть настоящая любовь». Поэтому если вы ищете именно здоровых отношений на взаимном уважении, то тут они есть (что удивительно при наличии всей остальной чернухи).

    В-третьих,технически книга написана хорошо. И в плане языка, и в плане сюжета — нет провисших сцен и откровенно кринжовых фраз, все детали работают на историю, каждое ружьё стреляет, даже если вы посчитали его зажигалкой. Пара вотэтоповоротов тоже найдётся, которые приятно удивят. Лёгкая интрига, почему Хоук так тепло относится к Хель, тоже держится довольно долго, хотя в целом пробить её нетрудно — просто ни к чему это делать. Так что это добротно сделанный текст, который автор не оставил как есть, а довёл до ума, вложившись не только эмоционально, но и осмысленно. На фоне многого, прочитанного за этот год, прям приятно было взять текст, над которым действительно работали — но видно не то, как работали, а то, что в результате получилось.

    Пожалуй, для меня в книге всего два основных недостатка. Первый— это недокрученная (лично по моим ощущениям) линия Магры и её родителей. Для меня она не получила развязки, осталась повисшей в воздухе без логического завершения. Она выглядела слишком… м-м-м.. запараллеленной с линией Хель и Хоука, особенно когда вскрылось, почему Магра ненавидит людей, но выхода Магре из её конфликта не дали. Конечно, Магра в этой истории даже не на втором, а на третьем плане и нужна скорее для того, чтобы затыкать сюжетные дырки в основной линии, да и сложно сейчас придумать, какой именно конец для её арки не смотрелся бы пятым колесом в этой телеге. Возможно, автор тоже это чувствовала и попыталась прикрыться разговором Хель с Ойрой, но акцент там опять сместили на Хоука и его светозарность, поэтому получилось серединка на половинку.

    Второй момент — целиком и полностью вкусовщина. Для меня это история на один раз. Меня не задело, не зацепило, не пронзило в самое сердечко, чтобы возвращаться к этой книге, постоянно думать о Хель, о Хоуке, их отношениях, хотеть больше, подробнее, ярче… Нет, для меня «Имя ей Хель» осталась историей, которую я прочитала, признала, что сделано хорошо, и пошла дальше заниматься своими делами. Хотя вроде бы сломанная девочка и сломанный мальчик, исцеляющие друг друга, вполне моя трава. Но что-то не совпало.

    Возможно, дело в том, что для меня истории о любви в целом все такие — мне не интересно обсасывать чужую любовь. Я больше люблю истории, где на первом плане приключения или что-то такое, а любовь — это побочная, дополнительная линия. Вот тогда мне прикольно, вот тогда я могу даже и любовью заинтересоваться, потому что рассматриваю её в контексте более значимого и глобального сюжета, а не саму по себе. Но тут, ясное дело, не косяк автора или жанра, просто личные предпочтения конкретного читателя.

    Что ещё написать, не знаю. Отзыв получился сумбурный и не особо полезный с практической точки зрения (потому и отзыв, а не рецензия). Можно, конечно, попробовать копнуть в «что хотел сказать автор», но мне не хочется. Это слишком сюжетная книжка о любви, где сверхзадача не в том, чтобы кого-то заставить о чём-то задуматься, а в том, чтобы главные герои прошли через дерьмо и в конце были счастливы. Не, в тексте есть вшитые смыслы о том, что предательство — это плохо, что не бывает бесплатного сыра в мышеловке, что лёгкий путь чаще всего ведёт к потере себя, что трудности нас закаляют и что ради важных нам людей мы готовы на ужасные вещи. То есть книжка не плоская, вы не подумайте, автор хорошо вплела в повествование всякие вопросы на подумать, просто все они — дополнение, а не цель. Ну, собсно, в этом и отличие жанровой беллетристики от боллитры. Это не недостаток, а особенность.

    Оценку я книге поставила высокую — 8,5-9 из 10. Потому что основной недостаток — это мои личные предпочтения, а называть книгу плохой, потому что она не твои любимые кинки чешет, странно. И в целом советую к прочтению, но с пометкой: если вас не смущает секс в первой же главе, изнасилования под наркотой, мёртвые младенцы, отрезанные уши и пришитые к людям копыта. Если же у вас нет стоп-тем, то прям хороший вариант.

    4
    214