Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Луна и грош

Сомерсет Моэм

  • Аватар пользователя
    Zlata_39 февраля 2015 г.
    Стремясь к одной лишь цели, он для её достижения готов был пожертвовать не только собой — на это способны многие, — но и другими.

    Стрикленд, биржевой маклер, человек семейный и со сложившейся жизнью, вдруг бросает всё и уезжает во Францию для уединения и оттачивания умения рисовать — страсти давней, но в юношеские годы, под гнётом отца, отошедшей на задний план. Родные не желали нестабильной судьбы для своего сына и избрали ему совсем другую стезю. Около сорока лет Чарльз влачил своё существование "в системе", жил по чужим правилам и законам так, как в обществе считалось правильным, успешным. Ему удалось не потонуть в болоте суеты, не увязнуть в нём, и не посчитавшись с мнением жены и детей, покидает их в полном неведении об истинных причинах подобного поведения, и оставляет их без гроша и без своей особы — главы семьи.

    В Париже Чарльз живёт в захудалом отеле, еле-еле сводя концы с концами, но вовсе этим не тяготится. Он преследует высшую цель — понять окружающий мир и силится передать увиденное на холсте. Редкий человек по достоинству оценивает его картины — большинству они кажутся просто мазнёй. Лишь по прошествии нескольких лет его работы заметят и окрестят гениальными.

    Путём полного отрешения от всего материального, от комфорта, от вкусной еды, от женщин, от пытался сконцентрироваться на одной лишь идее — развить в себе гения. Чарльз был как бестелесным духом — влача жалкую жизнь, постоянно бродяжничая, его это нисколько не трогало. Всё, что его отвлекало, сбивала с пути, было связано с элементарным удовлетворением телесных нужд; любые вмешательства в его мыслительную жизнь, все, кто осуждал его поступки и пытался учить, он презирал и открыто высмеивал. Он был безразличен ко всему, казалось, им владеет дьявол... Бывало, в его жизни случалась влюблённость, или точнее, желание удовлетворить похоть.


    — Я в любви не нуждаюсь. У меня на неё нет времени. Любовь — это слабость. Но я мужчина и, случается, хочу женщину. Удовлетворив свою страсть, я уже думаю о другом. Я не могу побороть своё желание, но я его ненавижу: оно держит в оковах мой дух. Я мечтаю о времени, когда у меня не будет никаких желаний и я смогу целиком отдаться работе. Женщины ничего не умеют, только любить, любви они придают бог знает какое значение. Им хочется уверить нас, что любовь — главное в жизни. Но любовь — это малость. Я знаю вожделение. Оно естественно и здорово, а любовь — это болезнь. Женщины существуют для моего удовольствия, но я не терплю их дурацких претензий быть помощниками, друзьями, товарищами.

    Стрикленд покидает Париж и отправляется на остров Таити. Здесь он находит то, что давно искал и пишет лучшую свою работу. До современников она не дошла, т.к. по желанию художника её уничтожают. На вечнозелёном острове его, наконец-то, "отпускает" - он успокаивается, обзаводится семьёй и покидает этот мир вполне удовлетворённый прожитым и своими работами.

    Чарльза Стрикленда до прибытия на остров по праву можно окрестить жестоким, гордым, злорадным, аморальным человеком, откровенно неприятным своим абсолютным нежеланием находиться в социуме. Но в действительности, он поступил верно, отрёкшись от общества. Взамен он получил десяток лет самой настоящей полной жизни, взамен долгого, проведённого в комфорте и тепле обыденного, пустого существования.

    6
    19