Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Fahrenheit 451

Ray Bradbury

  • Аватар пользователя
    impossible-girl11 октября 2024 г.

    Тема важная, но автор - душнила страшный

    Эту книгу я уже читала когда-то в подростковом возрасте и тогда мне вроде понравилось - ну еще бы, тут же про книги и то, как важно читать! Спустя десятилетие у меня прибавилось мозгов и поубавилось чувства собственной важности, поэтому эта антиутопия уже не кажется такой уж потрясающей.

    Благодаря этой книге все знают, что 451°F - это температура возгорания бумаги, потому что в этом мире бумажные книги читать запрещено - их сжигают, зачастую вместе с владельцами. Для такой деятельности существуют пожарные, которым теперь без надобности тушить настоящие пожары, потому что дома стали абсолютно несгораемыми.

    Книги - это важный носитель информации, поэтому какие-то книги вроде как и не запрещены (учебники для пожарных, например), но в сценах сжигания библиотек никто ничего не разбирает и горит все подряд. При этом в глаза бросается то, что общество, о котором идет речь в книге, достигло определенного уровня технического прогресса, ведь ему известны атомные бомбы, скоростные автомобили и большие телевизионные экраны - сложно представить, что все это существует без хоть какой-то технической литературы. Получается, что запрещена в основном гуманитарная литература, однако просто вид любой книги все равно вызывает у персонажей этого мира ужас. Эта логическая несостыковка так сильно мозолит глаза, что от нее трудно отвлечься - мозг пытается решить этот ребус, но в итоге получает лишь ошибку.

    Ладно, допустим, запрещены все книги как носитель информации и при этом запрещено распространять информацию, касающуюся гуманитарного знания. Поскольку философия, религия, литература, социология, политология и другие сферы мертвы, а человек все-таки нуждается в каком-то контенте, ему дали легко воспринимаемую жвачку для мозга, которая вызывает какие-то эмоции и мгновенно выветривается из головы. Этот контент представлен в виде странных телевизионных шоу и радиопередач. В итоге, люди глупеют, ожесточаются и отдаляются друг от друга.

    Главный герой пожарный Гай Монтаг случайно знакомится со своей соседкой Клариссой Маклеллан - школьницей, которая интересуется цветочками и бабочками вместо тачек и шмоток и ведет себя как городская сумасшедшая. Насмотревшись на то, как его жена Милдред накачивается снотворным, гоняет на опасных сверхскоростях и обитает в своем собственном телевизионном мире, Монтаг начинает задаваться крамольными вопросами о том, правильно ли устроен этот мир.

    Нужно отдать должное, в книге поднята действительно важная тема: цензура, ограничение доступа к информации, вымарывание из книг того, что кому-то не понравилось. Однако автор сосредоточен не на информации вообще, а именно на книгах, что, на мой вкус, отдает юношеским максимализмом. Книги же ценны не в силу своей формы, а в силу содержания.

    Все эти логические узелки не давали мне покоя, пока я не дошла до послесловия. И вот уж оно открыло мне глаза. Вся эта книга не про гуманитарное знание вообще, да и не про знание как таковое, она про мнение и про право человека на самовыражение. Дело в том, что Брэдбери был обеспокоен тем, что всякие меньшинства (типа женщин и темнокожих - меньшинства, ага) высказывают претензии к литературным произведениям и к произведениям Брэдбери в частности и пытаются прогибать авторов и заставлять их исправлять свои работы: добавлять женщин и не обижать темнокожих, например.

    В книге эта идея вложена в речь начальника Битти, который говорит, что профессия пожарных зародилась тогда, когда обиженные меньшинства жгли неугодные им книги. В результате, постепенно уничтожалось все, что могло как-то расстроить людей и остались только глупые телепередачи. Так забавно, что Брэдбери написал об этом в 1953 году, знал бы он, что у нас тут спустя 70 лет происходит.

    Не поймите меня неправильно, я вполне сочувствую авторам, которых ограничивают в их возможности выражать себя. Но проблема того, что кого-то там прессуют меньшинства, из России 2024 года выглядит немного преувеличенной. По этой причине основная идея произведения ощущается какой-то инфантильной - автора обидели и он решил рассказать, что будет, когда женщины и темнокожие захватят литературу.

    Отдельное негодование вызвало рассуждение Монтага про операцию кесарево сечение, через которое очень сильно сквозит мнение автора. Дорогой, нет матки - нет мнения о том, как правильно рожать, ок? Это тебе привет от представительницы меньшинства (женщины, ага).

    А еще это довольно сырая книга. Оказывается, Брэдбери писал ее почти в самом начале своего творческого пути, а потом отказался как-то корректировать или улучшать. Вообще я всецело поддерживаю такую позицию - с таким пост-улучшением можно себя как автора с ума свести, лучше написать что-то новое, чтобы каждая следующая книга была лучше предыдущей. Но вот эта книга, она явно "ранняя": несостыковочки, плоские персонажи, излишне затянутые места - все это здесь есть.

    Короче, я рада, что вернулась к этой книге и посмотрела на нее новым взглядом. Несмотря на все мои придирки, это действительно стоящая вещь.

    12
    473