Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Чтец

Бернхард Шлинк

  • Аватар пользователя
    Аноним11 октября 2024 г.

    О коллективной вине, ответственности и необходимости покаяния спустя 50 лет после завершения Второй мировой войны

    Бернхард Шлинк стал одним из многих деятелей искусства, кто предпринял попытку отрефлексировать прошлое своей страны с помощью художественного слова. В написанном им романе «Чтец» на первый план выступают два сложных вопроса — осмысление злодеяний своих сограждан во время Второй мировой войны, а также признание за народом Германии коллективной вины и ответственности. Талант писателя заключается в том, что обе темы осмысляются через рассказ о взаимоотношениях Михаэля Берга (в самом начале книги он предстаёт перед нами 15-летним гимназистом, а в конце — уже разведённым мужчиной) и Ханны Шмиц, первой любовью главного героя. Хотя «лолитовская» история не продлилась долго, прерванные однажды отношения приобрели совершенно иную окраску спустя годы. Надзирательница в концентрационном лагере Аушвиц-Биркенау Ханна Шмиц не только судом была признана виновной в совершённых однажды преступлениях, но и сама признаёт за собой вину, берёт на себя ответственность за содеянное. Именно в этом факте заключена вся соль романа. Дело в том, что прототипом для создания образа героини стала реальная личность: надзирательница Хермина Браунштайнер по прозвищу Кобыла оказалась единственной женщиной, получившей пожизненный срок заключения за совершённые преступления, но так и не признавшей своей вины (к слову, на свободу она вышла спустя 15 лет после заключения под стражу). Раскаяние героини Бернхарда Шлинка в противопоставление реальным событиям являет собой как бы акт признания вины и ответственности своего народа.


    Жизнь наша многослойна, её слои так плотно прилегают друг к другу, что сквозь настоящее всегда просвечивает прошлое, это прошлое не забыто и не завершено, оно продолжает жить и оставаться злободневным.

    Название романа тоже символично: хотя главный герой на протяжении многих лет жизни действительно играл роль чтеца, всё же именно ему было уготовано прочесть прошлое своей страны через соприкосновение с историей Ханны Шмиц, которая олицетворяет собой обобщённый портрет целого поколения немцев, работающих в концентрационных лагерях. Однако и здесь стоит уточнить, что автор в первую очередь говорит о молодой немецкой женщине, отдающей долг своему государству. Так можно ли спустя годы обвинять человека в преданном служении своему отечеству, даже если родная страна оказалась виновной в гибели миллионов людей? Думаю, что вынесенный героине приговор демонстрирует утвердительный ответ автора на заданный им же самим вопрос. Скрыться от прошлого, как и скрыть его — невозможно; рано или поздно правда всё равно вырвется наружу.


    Когда человек спасается бегством, он не только откуда-то уходит, но и куда-то приходит.

    Несмотря на тот факт, что роман «Чтец» является одной из самых успешных немецкоязычных книг последних десятилетий (подтверждением этому тезису служит совокупный тираж издания, превышающий более одного миллиона экземпляров по всему миру), всё-таки, по моему мнению, произведению не хватило эмоциональности — история получилась холодной, безжизненной и даже немного скучной. Я глубоко прониклась сюжетом, с жаром искала ответы на экзистенциальные вопросы, рассуждала об ответственности и вине, однако не сопереживала ни главному герою, ни героине романа.

    23
    522