Рецензия на книгу
Они не люди. Книга третья
Виктор Фламмер
Аноним11 октября 2024 г.Люди с их страстями и страхами опаснее самых ужасных дивов. Особенно если находятся у власти
Если первая книга цикла была чем-то вроде вводной истории, которая знакомила с героями и особенностями мира, вторая – мостиком, завязкой для серьёзных событий, то третью можно без сомнений назвать кульминацией и развязкой. Переживания Аверина в конце второй и начале третьей книги могут вызывать недоумение: умный, талантливый колдун полностью погрузился в страдания и самобичевание и мало того, что не думал о Кузе и попытках его спасти – это, возможно, и простительно, потому что Пустошь всё-таки опасна и не исследована, – он не думал даже об Алёше, которому настоятельно просила помочь Анастасия. Аверин с головой ушёл в себя. Ну, и немного в алкоголь. Его можно за это осудить, однако я считаю, что как раз подобное поведение придаёт истории достоверности, делает Аверина живым, настоящим, неидеальным главным героем. Да, он эгоистичен, несколько высокомерен и самоуверен, и он поплатился за это и вынужден как-то справляться с последствиями. Он не великий спаситель, который может всё, а живой человек, совершающий ошибки и нарушающий обещания. И, как и все живые люди, он меняется.
Изменения, которые происходят в характере, поведении Аверина, его взглядах на мир, становятся заметными не сразу. Автор их даже толком не описывает, а показывает через его поступки: меняются его отношения с Кузей и Анонимусом, другим становится общение с Владимиром и прочими дивами, теплеют отношения с Василем. Аверин постепенно сбрасывает с себя надменность, отказывается от устаревших взглядов, за которые так долго держался, и становится тем самым героем, который не стремится надеть генеральский мундир, но обнаруживает, что он удивительно хорошо на нем сидит.
Меняется не только Аверин, но и весь мир. Пусть этот сюжетный ход, как и вся финальная битва, был предсказуем после второй части, наблюдать развитием истории всё равно интересно. К тому же автору удалось создать неоднозначных персонажей, с отношением к которым я, например, так и не определилась: вопросы у меня вызывает и Владимир, и Анастасия, и даже Софья. И если Владимира можно понять лучше, послушав дополнительный сборник «Див тайной канцелярии», то женщины остаются загадками. Дашкевич заигрывает с читателями, сводя Аверина то с одной дамой, то с другой и не давая при этом какой-то однозначности.
При всей серьёзности сюжета третьей части автор умудряется сохранить лёгкость повествования, ненавязчивость, с которой он раскрывает элементы мира, юмор, позволяющий время от времени снять напряжение. Удаётся это в том числе благодаря плоскости и двумерности одних образов (злой злодей со злым монологом; злой и мерзкий помощник злодея, не скрывающий свою злость), которые компенсируются многогранностью и непредсказуемостью других.
«Демон из Пустоши», на мой взгляд, вполне достойное завершение масштабной истории, сюжет которой тянется ещё с первой книги. Здесь есть и маленькое расследование, которое вливается в основную линию, и крупное сражение, которое прописано достаточно детально, но не перегружено, и несколько неожиданных сюжетных ходов. Это хороший образец развлекательно фэнтези, при чтении (или прослушивании) которого не нужно много думать и искать подтекст. С ним можно отдохнуть и получить удовольствие, как с интересным приключенческим фильмом.
Содержит спойлеры027