Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Søsterklokkene

Ларс Миттинг

  • Аватар пользователя
    Аноним10 октября 2024 г.

    В селе Бутанген, эдаком медвежьем углу, разворачивается история, старая как мир: на сердце девушки претендуют сразу два ухажёра.

    Кай Швейгорд вот уже год служит в местной церкви пастором. Впереди маячит великолепная карьера, и Бутанген – лишь первая ступень на пути к её достижению. Он образован, активен, несдержан и изо всех сил старается установить в этой глухой местности новые порядки. Главной «жертвой» его реформаторства становится церковь, построенная ещё в XII веке: её разберут, увезут в Германию, где восстановят как памятник утраченной культуре. Однако его нововведения — не одна лишь забота о благе прихожан, но упрямство человека, не привыкшего считаться с чужим мнением. Для него новая церковь — тёплая, светлая, размерами отвечающая требованиям закона — ответ на все вопросы. Он не замечает, что местным без разницы: умрут они от холода в старой церкви или от голода дома — привилегия сытого человека.

    Герхард Шёнауэр — студент-архитектор из Дрездена. Его задача: сделать зарисовки и проконтролировать транспортировку церкви. Герхард не живёт настоящим, он мечтатель: то и дело переносится мыслями в будущее, непременно светлое, туда, где он стал известным архитектором, почитаемым и успешным. Наивный мальчишка, оказавшийся лишь литературным архитектурным рабом. Таким обычно сложно в реальном мире: он их либо окончательно ломает, либо перерабатывает на свой лад. Как персонаж получился менее интересный и неоднозначный, чем пастор.

    Астрид Хекне — местная девушка. Рождённая не в то время и не в том месте, она грезит о новых странах и дальних путешествиях. Всё, что может предложить ей родной край, — замужество, домашняя работа и ранняя смерть (возможно, автор действительно хотел поговорить о незавидной участи женщин XIX века, а возможно, мне только показалось). Не удивительно, что её влечёт сначала к одному, а потом и к другому мужчине. И Кай, и Герхард могут стать проводниками в большой мир, куда её с детства так влечёт. Она удивительным образом сочетает в себе яростную непримиримость одного и умение ценить красоту другого. Астрид получилась простой и многогранной одновременно. Она — не про воинственный феминизм, но про тихую стойкость характера.

    У Ларса Миттинга получилась незамысловатая история, но при этом живая и поэтичная, куда так удачно вплелись реальные норвежские предания. Словно не современную книгу в руках держишь (а в моём случае ещё и электронную), а зимним вечером у огня слушаешь вместе с Астрид рассказ её дедушки. При этом драма любовная разворачивается на фоне не менее печальной судьбы мачтовых церквей в Норвегии. Не могу сказать, насколько она правдива, однако ни история самой церкви, ни Сестриных колоколов равнодушной меня не оставили, если не сказать больше — захватили даже сильнее основного сюжета.

    Наверное, единственное, что не вполне удалось автору, — атмосфера времени. Убери даты из текста, и от XIX останутся только газовые фонари, свечи и сельская повитуха, а они с этой задачей слабо справляются.

    P. S. Если кто не видел, не поленитесь и посмотрите в интернете изображения мачтовых церквей. Они прекрасны.

    Содержит спойлеры
    6
    395