Рецензия на книгу
El juego del ángel
Carlos Ruiz Zafón
russell676 февраля 2015 г.Смерть или бессмертие?! Судите сами.
Очередная попытка ознакомиться с современной иностранной прозой на сей раз ввела меня в небольшое замешательство. Если с самим исполнением авторской идеи всё достаточно ясно , хотя претензий у меня к нему более, чем достаточно, то сама история действительно выглядит необычной.
Да, в этой книге самое важное - это сама история. Причем не бойтесь, как это сейчас принято говорить " спойлеров". Потому что уверяю вас каждый эту книгу поймет и оценит по своему. На протяжении практически всего повествования вам будут мерещаться совпадения с Гёте , Доктор Фаустус , Мастер и Маргарита и т.д и т.п. Потом на определенном этапе сюжет скатывается на примитивный приключенческий боевик. Присутствует даже некая примитивная попытка написать детектив. Всё это разнообразные писательские всплески и импульсы продавшего душу дьяволу , в нынешней трактовке, настоящего писателя отплатить и достигнуть своего бессмертия . Эта именно современная интерпретация бессмертия и соответствующая после расплата.
Только таким образом можно объяснить финал повествования. Что всё, что им было придумано и всё то, что мне так не понравилось- это игра воображения Мартина. И тут мы сами выносим ему свой вердикт. Либо он умирает на первой сотне страниц и остальное является ложной агонией, восполенной болезнью головного мозга или всё это правда и бессмертие им так или иначе достигнуто. Но учитывая то, как Сафон описывает остальные 400 страниц - последнее вряд ли. Но кто мешает нам в эту кровавую, но в целом оптимистичную сказку поверить?
Теперь об исполнении. Книжка неровно написана. Я хочу сразу отметить отсутствие грубой и бранной лексики, столь популярной в современной литературе. Но вот неровности присутствуют. Причем, уже на первых страницах еще более менее реалистичного текста. Отдельные места Сафоном описаны непревзойденно. Язык, портреты, образность формируют хорошо запоминающуся четкую картину происходящего в тексте. Читатель в блаженстве. Но вдруг через пару страниц магия текста рушится и автора вечно куда то заносит. Заносит совсем не туда. Например, когда описывается детство главного героя. С одной стороны оно пишется своевременно, пока автор еще не заскучал от бесконечных описаний быта писательского мастерства, но с другой более банальной и неестественной истории вряд ли можно было придумать. Автор явно и не раз переигрывает в тексте. Вообще образы родителей героя, созданные Сафоном, чтобы оживить портрет главного героя так неестественны, что очень портят качество текста. Ну ,и конечно мой любимый рояль в тексте: сцена в которой уже после сделки с ангелом к нему пытается устроиться в помощницы девушка Исабелла, которая в свою очередь убежала от родителей, чтобы учиться у Мартина писательскому мастерству. Вот, даже если это плод воображения автора - все равно это выглядит странно. Сафон очень хочет показать как изменился после сделки с дьяволом, простите ангелом, наш главный герой. И он из бедного всеми отвёрнутого и обманутого неудачника, но при этом талантливого писателя превращается в очень странного персонажа. Девушка говорит ему, что хочет у него работать. Он ее выгоняет, несмотря на то, что ей ( по ее же словам) больше некуда идти. Потом вечером он из окна видит несчастную обиженной и рыдающей на улице. Ну, и ладно думает главный герой. На горизонте внезапно появляются плохие парни. Мартин думает, что они точно пройдут мимо. Как бы не так. С грустью и всячески чертыхаясь он все-таки идет ее спасать и девушка в итоге остается жить у него. Уважаемый сеньор Сафон, что это было?!
И вот таких ляпов и бесконечных роялей в мрачных готических кустах у автора в тексте запрятано очень много. Некоторые повороты из за этих особенностей текста угадываются, а порой автор в лучших традициях второсортных романов и классической клюквы скидывает все проблемы, которые только можно было придумать и выдать в наследство на плечи герою, что делает повествование очень комичным. Причем это тоже не спишишь на фантазию героя. Если только герой не тронулся умом на самой первой странице романа, что тоже вряд ли. Тема кладбища забытых книг в этом романе очень плоха. Она выглядит второстепенной, представлена эпизодично и ко всем ,в том числе моим рассуждениям , ее можно прикрепить только при большом желании, да и то за уши.
Из плюсов в литературном исполнении думаю любой читатель отнесет линии писательской среды, авторского мастерства и некоторый образ " книжных негров", в роли которого на определенном отрезке романа главный герой и выступает. Всё это вместе со всей бытовой стороной романа представляет собой все самое прекрасное и интересное в романе. Остальное - примерно вторая половина истории- испорченная штампово- остросюжетная часть , которая всячески пытается загубить все то немногочисленное и прекрасное в тексте. Стиль и сюжет начинает походить на того же Гранже и многих однообразных бульварных рыночных писателей. Хотя вроде бы основная линия книги еще когда то в тексте выступала против подобного творчества. Но вот и его туда повело. И тут помимо боевика в повествовании начался начался такой пафос. Думаю его кульминация- самоубийство одного персонажа из револьвера, сценка в вагончике, и последний противник сжигающий самого себя своим же оружием в финальном сражении. В этих книгокадрах Сафон начинает идти по окровавленным трупам. Героев второстепенных введено много- пора расчищать дорожку к финалу!
Финал всё расставляет на свои места и позволяет считать, что всё не так просто и конец не стандартный для такой литературы, а очень даже логичный. И выстроченный против всего ширпотреба, о котором мы уже говорили и который штампуется огромными тиражами в сегодняшнем книжном рынке.
Думаю, читатель сам должен для себя сделать выбор и выставить вердикт данному тексту. Понять и подумать кто такой ангел, попробовать здраво оценить его действия и само название книги.Если тщательно покопаться здесь есть о чем поразмыслить.
Для меня в целом это книжка скорее Нет Чем Да , но в одном Сафону, как автору не за что неоткажешь - в отличии от всяких Гэлбертов и Гранже, этот испанец всё описывает практически ровно, выразительно, красиво и аккуратно. И готическая мрачная атмосфера таинственно пугающей Барселоны ему удалась! Так что для современного чтива довольно неплохо. Вот мой вердикт.674