Рецензия на книгу
The Decagon House Murders
Юкито Аяцудзи
Аноним7 октября 2024 г.Унылость в десятиугольном доме
В последнее время я часто слышу хвалебные отзывы в сторону японских авторов, специализирующихся на хонкаку-детективе. Как я поняла из объяснений, это такой детектив, где основной упор делается на честное и логическое раскрытие преступления. В таких историях автор даёт читателю все необходимые подсказки и улики, чтобы он сам мог попытаться разгадать загадку вместе с детективом. А так как загадки я люблю, то для ознакомления с жанром выбрала "Убийства в десятиугольном доме". И, честно сказать, я осталась разочарована. Но для начала начну с самого сюжета:
Семеро японских студентов приезжают на маленький остров, где полгода назад произошла страшная трагедия. Некто, особо жестоким образом, убил хозяина острова - известного архитектора, его жену (унеся при этом её руку) и двух слуг. Заодно убийца поджёг основной дом. Последний житель острова, садовник, загадочно исчез после случившегося, поэтому всех собак "повесили" именно на него, записав мужчину в убийцы. Но на острове уцелел необычный десятиугольный дом, построенный хозяином, и именно в нём хотят провести недельку главные герои, являющиеся участниками клуба любителей детективов и называющих себя прозвищами в честь известных писателей: По, Карр, Орци, Агата, Ван, Эллери и Леру. Но после первой ночи ребята обнаруживают в доме странные таблички: Пять с надписью "жертва", одна с "детектив" и еще одна с "убийца". Это говорит о том, что среди них может быть убийца, чему студенты сначала не верят, ибо давно знают друг друга. Но, тем не менее, вскоре убийства начинают происходить один за одним и оставшимся в живых необходимо выяснить, кто из них убийца.
Паралельно идет вторая сюжетная линия на материке, где бывший участник клуба детективов по имени Такааки Каваминами получает письмо с обвинением в смерти студентки. Странное в письме не то, что оно пришло человеку, который не был виновен в смерти девушки, а то, что отправителем являлся её отец, погибший полгода назад при загадочных обстоятельствах на отдаленном острове. Помочь Каваминами в расследовании вызывается некий детектив Симада, который на протяжении всей книги будет ценным источником информации.
Книга далась мне непросто и я мучала её около недели, если не больше. Это при том, что она маленькая и тоненькая! Дело в том, что история меня совсем не зацепила и приходилось прикладывать усилия, что бы не бросить читать. Сюжет сначала выглядит интересным, а действия бодрыми, но чем сильнее углубляешься, тем унылее становится история.
Во-первых, персонажи. Они совсем не прописаны и я не про внешность. Если бы не их клички, то я бы даже не смогла понять, кто из них сейчас разговаривает, настолько у них однотипная речь и поведение. Кроме кличек у этих картонок ничего нет. Что меня особенно разозлило - автор на протяжении всей книги называет их только по прозвищам, поэтому когда в конце начинают называть имена, ты сидишь с лицом лица и немым вопросом "А кто все эти люди?". По...Эллери...Леру и т.д - всё это было нужно просто что бы запутать читателя и я считаю это нечестным способом, то есть автор изначально прячет от читателя важную информацию.
Сами студентики показаны этакими интеллектуалами, которые детективы щелкают как орешки и готовы в любой момент применить мозговой штурм, но их поведение противоречит этому. Серьёзно, когда они находят первый труп, то просто оставляют его в комнате и идут пить кофе, как будто ничего не произошло. Они не пытаются расследовать убийство, не пытаются сбежать с острова и просить о помощи, не собираются все вместе, что бы не дать убийце убивать их по-отдельности. Неее, даже после следующего убийства, когда друг в мучениях умирает, они ведут себя очень спокойно, спят по отдельности, разделяются, даже не пытаясь включить мозги и начать вычислять убийцу. На крайняк хотя бы заняться собственным выживанием. А зачем? Может это какая-то особая японская черта типа "созерцать, а не делать", я не знаю, но мне такое поведение непонятно. Сами убийства тоже ни о чём. Без огонька, без трагичности, плюс очень нереалистичные. Чувствуется, что люди умирают просто потому что так нужно автору, а не сюжету. По этой же причине убийца выглядит не умным и продуманным, а просто везучим, видимо, вкачал удачу на максимум.
Во-вторых, то, что происходит на материке было для меня чуть интереснее, но всё равно расследованием это назвать тяжело, скорее это покатушки и посиделки двух приятелей: Канавинами и Симады. Они катаются на машине, бесконечно рассуждают об убийце архитектора и его семьи, делают выводы уровня "тыкнул пальцем в небо и попал". Только смысла от такого расследования ноль, потому что в полицию они не идут, да и ребят на острове спасать не собираются, хотя понимают, что там им грозит смертельная опасность. "Вот когда убьют, тогда и приходите"(с)
Касательно загадки - её здесь практически нет. Автор хоть и пытался запутать читателя, но делал это халтурно, поэтому на середине книги я выбрала самого подозрительного для меня персонажа, который прям бросался в глаза своим поведением, но не рискнула назвать его убийцей, потому что это было бы слишком легко. Всё-таки от распиаренного детектива ожидаешь более запутанную историю. Каково же было моё разочарование, когда именно этот персонаж оказался гадом! Это настолько глупо и ожидаемо, что хотелось выкинуть книгу. Потому что вся мотивация персонажа откровенно высосана из пальца, лишь бы хоть кого-то обвинить в убийстве.
В целом, как простенький детективчик на вечер книжка может быть хороша. Или для тех, кто только начал погружаться в пучину детективных историй. Но если вы давно читаете детективы, имеете надсмотренность и хоть немного логического мышления, то вы быстро разгадаете что к чему. Очень обидно, что первый блин оказался комом, но я хочу теперь почитать хонкаку других авторов, что бы окончательно сделать вывод, подходит ли этот поджанр для меня.6253