Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Компромисс

Сергей Довлатов

  • Аватар пользователя
    Аноним7 октября 2024 г.

    Чем ближе пятница, тем лучше заходит Довлатов.

    Браться за новеллы Довлатова сразу после отпуска оказалось большой ошибкой. Отдохнувшая и умиротворённая я приступила к "Компромиссу" по дороге на работу. Странно, но ничего, кроме раздражения, книга у меня не вызвала. Не спасала даже замечательная начитка Хабенского. Слушаю и сама себе удивляюсь: "Как я могла восторгаться довлатовским «Чемоданом»? Что вообще в этом Довлатове хорошего? Где бы только выпить, и дружки соответствующие..."
    Завал на работе моё послеотпускное благодушие быстренько развеял. Вымотанная и подуставшая, включаю «Компромисс» на обратном пути и вдруг осознаю, что мне интересно. Образ жизни автора уже не коробит, а пофигизм и разгильдяйство не раздражают. К пятнице я снова стала преданной поклонницей творчества Сергея Довлатова. В его новеллы невозможно не влюбиться. И смешно, и грустно, иронично, метко, тонко, ЗАМЕЧАТЕЛЬНО!
    Вот такой парадокс получился у меня с "Компромиссом".
    Но вернёмся к книге.
    Она состоит из 12 глав - «компромиссов», сюжет которых завязан на публикациях автора в русскоязычной газете «Советская Эстония» в 1972—1975 годах. Различные по объёму и направленности заметки и статьи, написанные казённым, политически выверенным языком, дополнены живыми и яркими комментариями - воспоминаниями автора. Уверена, что читателям тех лет и в голову не могло прийти, какие истории прячутся за штампованными публикациями. Как правило, газетные факты в той или иной степени отличаются от реальных. И чем глубже между ними пропасть, тем интереснее авторская интерпритация. Но как же бывает сложно найти удобоворимый компромисс между тем, что происходит на самом деле, и тем, что устроит руководство. Приходится изворачиваться и ловчить, а потом обмывать удачи или заливать промахи. От "компромиссов" веет какой-то удрученностью и при этом бесшабашностью. Наверное, поэтому понять и оценить их в полной мере сможет лишь тот, кто измотан работой, затюкан жизнью, но не теряет веры в лучшее.
    Не могу не сравнить «Компромисс» с «Чемоданом». По структуре обе книги похожи. В "Чемодане" рассказываются истории, связанные с вещами, в "Компромиссе" - с газетными заметками. Но сразу полюбившийся мне "Чемодан" - более "приглаженный". Его можно читать в любом состоянии, с него можно начинать знакомство с творчеством Довлатова. "Компромисс" же - ершистый, противоречивый и острый - требует особенного состояния души.

    38
    712