Рецензия на книгу
The Reason for the Darkness of the Night: Edgar Allan Poe and the Forging of American Science
Джон Треш
Аноним7 октября 2024 г."Теория рациональности художественного мастерства"
Будучи одним из первых американцев, зарабатывавших на жизнь только литературой, он заставлял себя идти на беспрецедентные шаги, чтобы завоевать читателей и славу.Биография Эдгара Аллана По на фоне становления американской науки. И, в принципе, не такая уж плохая биография, когда бы не желание автора доказать, что объект его исследований недооценивают. Типа, По был замечательным критиком, журналистом, редактором и даже философом от науки, но этого никто не хочет видеть. Однако давайте начистоту - кому сейчас интересны все эти философские стихи и гротесковые сатиры, кроме что самых ревностных почитателей автора? Время показало, что ценностью обладают только "арабески", странные истории, до сих пор впечатляющие читателей. А какой айсберг скрывается под ними... пусть этим занимаются филологи.
Хотя рассказ о становлении американской науки сам по себе довольно интересен, ровно как и очерк о жизни Филадельфии первой половины XIX века. Другое дело, что современная повестка заставила автора внести в свою работу момент, на которые сам По явно не обращал внимания - расовый вопрос. Казалось бы, такие дискуссии шли об отмене рабства, но не заметно, чтобы По это беспокоило, более того, его отчим был рабовладелец, да и сам писатель по молодости как-то участвовал в продаже раба. Автор явно не знает, что с этим делать и как трактовать, вот если бы По впоследствии как-то раскаялся... Но нет, сколь можно судить по изложенному в книге, к этой проблеме он был индифферентен. Зато наука его увлекала, этого не отнять, ровно как и вопросы об устройстве вселенной и смысле жизни.
К сожалению, кроме того, что автор старается "оправдать" странные страшные рассказы чисто научными интересами, он еще и витиевато многословен.
"Падение дома Ашеров" - это гипнотическое фрактальное размышление об удвоении и симметрии, от образов (дом, брат и сестра) до звуков... и формы. История построена в виде хиазма. Начальные элементы перекликаются с концовкой, ускоряясь по направлению к центральному событию рассказа: смерть, погребение и возрождение Мэдилейн. Сестра Ашера леди Мэдилейн (Madeline) - это леди, которая "проводит линию" между двумя частями (made line)...Хиазмы и фракталы автору видятся везде, где только можно, да и вообще он утверждает, что По писал рассудочно, рассчитывая свои произведения как математические задачи, "полностью контролируя творческий процесс". Впрочем, о жизненных коллизиях писателя автор рассуждает не менее выспренне. О запоях, например:
Его жизнь превратилась в модель хрупкой трезвости, разбивающейся о дезориентирующие приступы...Впрочем, есть в книге и кое-что забавное. Вот, к примеру, цитата из середины XIX века о текстах и литературных произведениях:
Теперь мы требуем легкой артиллерии интеллекта, нам нужно краткая, сжатая, легко усвояемая информация - вместо многословной, подробной, объемной, недоступной...Ничего не меняется.
В целом, книга получилась любопытная, но нудноватая. Мухлеж издательства с названием привел к тому, что ожидала я нечто одно, а получила совсем другое. Возможно, если бы я сразу настроилась на чтение о научных изысканиях, впечатление было бы совсем другое.43138