Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Центр тяжести

Алексей Поляринов

  • Аватар пользователя
    DaryaStal7 октября 2024 г.

    Фантасмагоричный роман-жизнеописание

    Мне сложно оценивать современную прозу, потому что, в отличие от фэнтези, у меня не такая большая здесь начитанность и насмотренность. Однако роман мне скорее понравился.

    Начало вообще у него огненное: меня завлёкло предисловие, где автор рассказывает, как писал этот роман — по сути собирая в него всё, о чём хотелось высказаться, — и приводит пару не вошедших в итоговых текст сказок. Сказки эти — вообще, имхо, одна из самых классных идей книги. Сказки, их автор (мама героя) и сборник, который она написала, связывают воедино всю канву повествования и становятся не просто метафорой событий и чувств героев, но и сюжетообразующей штукой.
    Не зря именно в сказке впервые упоминается «центр тяжести» как главная метафора романа:
    Графт сел рядом с девушкой и положил сердце ей на колени.
    — Где вы его нашли? — спросила она.
    — Купил.
    — А зачем оно вам?
    — А у меня нет сердца. Я родился без него. Хотел вот, так сказать, восполнить пробел. Но раз уж оно ваше, то...
    — Но я не могу забрать его у вас.
    — Почему?
    — Оно слишком тяжелое. Сердце — центр тяжести человека. Вся тяжесть в нем скапливается, а я не хочу так. Я не смогу его нести — мне тяжело, я надорвусь.
    Графт долго смотрел на девушку — ему хотелось прикоснуться к ней.
    — Хочешь, я помогу тебе нести его? — спросил он.
    Так они и сделали. И жили долго и счастливо — с одним сердцем на двоих.

    Однако если первая часть романа читается как остроумный стендап от лица мальчика, то чем больше взрослеет мальчик, тем серьёзнее становится книга и её язык. В романе несколько частей, написанных от разных героев, хотя главным персонажем всё же ощущается первый, Петро. Другие части, от лица его брата Егора, сводной сестры Марины и жены Ольги, дополняют его биографию с разных сторон, но и рассказывают свои жизни тоже. Однако именно жизнеописание Петро здесь основное.

    Книга искромётная и фантасмагоричная, умная и жизненная, наполненная кучей отсылок. Но... как по мне, затянутая. Ощущение создалось, что автор действительно просто выплёскивал в неё все идеи, хотя в предисловии и говорилось о том, что из-за объёма пришлось вырезать самые мрачные сказки. Вот будто бы если подсократить роман еще на треть, он бы только выиграл.
    А ещё я так и не поняла, какую основную мысль хотел сказать автор. Их как будто слишком много разных, о которых есть что подумать после. Возможно, это тоже так задумано.
    В любом случае я наверняка как-нибудь возьму у Поляринова почитать что-нибудь другое, автор очень даже любопытный.

    2
    118