Рецензия на книгу
Центр тяжести
Алексей Поляринов
DaryaStal7 октября 2024 г.Фантасмагоричный роман-жизнеописание
Мне сложно оценивать современную прозу, потому что, в отличие от фэнтези, у меня не такая большая здесь начитанность и насмотренность. Однако роман мне скорее понравился.
Начало вообще у него огненное: меня завлёкло предисловие, где автор рассказывает, как писал этот роман — по сути собирая в него всё, о чём хотелось высказаться, — и приводит пару не вошедших в итоговых текст сказок. Сказки эти — вообще, имхо, одна из самых классных идей книги. Сказки, их автор (мама героя) и сборник, который она написала, связывают воедино всю канву повествования и становятся не просто метафорой событий и чувств героев, но и сюжетообразующей штукой.
Не зря именно в сказке впервые упоминается «центр тяжести» как главная метафора романа:
Графт сел рядом с девушкой и положил сердце ей на колени.
— Где вы его нашли? — спросила она.
— Купил.
— А зачем оно вам?
— А у меня нет сердца. Я родился без него. Хотел вот, так сказать, восполнить пробел. Но раз уж оно ваше, то...
— Но я не могу забрать его у вас.
— Почему?
— Оно слишком тяжелое. Сердце — центр тяжести человека. Вся тяжесть в нем скапливается, а я не хочу так. Я не смогу его нести — мне тяжело, я надорвусь.
Графт долго смотрел на девушку — ему хотелось прикоснуться к ней.
— Хочешь, я помогу тебе нести его? — спросил он.
Так они и сделали. И жили долго и счастливо — с одним сердцем на двоих.Однако если первая часть романа читается как остроумный стендап от лица мальчика, то чем больше взрослеет мальчик, тем серьёзнее становится книга и её язык. В романе несколько частей, написанных от разных героев, хотя главным персонажем всё же ощущается первый, Петро. Другие части, от лица его брата Егора, сводной сестры Марины и жены Ольги, дополняют его биографию с разных сторон, но и рассказывают свои жизни тоже. Однако именно жизнеописание Петро здесь основное.
Книга искромётная и фантасмагоричная, умная и жизненная, наполненная кучей отсылок. Но... как по мне, затянутая. Ощущение создалось, что автор действительно просто выплёскивал в неё все идеи, хотя в предисловии и говорилось о том, что из-за объёма пришлось вырезать самые мрачные сказки. Вот будто бы если подсократить роман еще на треть, он бы только выиграл.
А ещё я так и не поняла, какую основную мысль хотел сказать автор. Их как будто слишком много разных, о которых есть что подумать после. Возможно, это тоже так задумано.
В любом случае я наверняка как-нибудь возьму у Поляринова почитать что-нибудь другое, автор очень даже любопытный.2118