Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Несущие кони

Юкио Мисима

  • Аватар пользователя
    Аноним5 октября 2024 г.

    Берег не может сдержать волны событий...

    — И здесь луна...
    — Как хорошо... И здесь...
    — Но ведь луна одна...
    — А отразилось две...

    «Стрекот цикад словно стежками прошивал полотно полуденного жара...». Девятнадцать лет прошло, а Хонда всё ещё пребывал в том остром моменте, когда его друг Киёаки, безрассудный гонец за красотой, любовью и смертью, трагически пал, и с тех пор всё в его собственной жизни как бы замерло, в том числе и все его чувства, желания и грёзы. Не сказать, что такое существование было особо печальным, временами он даже испытывал некое подобие ровного счастья, но – вот эта мысль, что «когда-то, глубоко в душе, густым серебряным звоном ухнуло и рассыпалось что-то опасное», не давала ему покоя. А ещё дневник сновидений, оставшийся от покойного. Он листал его, вчитывался, пытался сообразить, что всё это значит; получалось не очень, но кто знает, может что-то во всём этом всё же было... Возможно, именно поэтому, когда сбылось пророчество и он встретил перерождение своего товарища – «Мы снова встретимся. Обязательно встретимся. Под водопадом», – удивления как такового не последовало, все эти годы он, сам того не осознавая, ждал этой встречи, надеялся на неё. Это был шанс, шанс спасти эту буйную душу хотя бы в этот раз. Как и в первой книге, понимание того, что трагедия неизбежна, пришло с первых же строк, никаких наивных надежд, что озаряли душу Хонды ложным теплом, не было, была лишь твёрдая уверенность в том, что и на сей раз этот молодой человек с той самой горящей душой вновь угодит в капкан своей же глупости, позарившись на такой далёкий, но при этом столь манящий свет. «Душу будто накрыло снежной лавиной...».

    «Дальние, тревожные раскаты грома наполняли душу бодрящей свежестью...». И вновь сочувствовать главному герою было сложно. В прошлый раз своё поведение он оправдывал любовью к женщине, в этот раз – любовью к родине, на деле же это была любовь к одной лишь идее смерти. Зачитавшись дурной брошюркой, где все умерли во имя “благородных” целей, он, полный искрящегося вдохновения, начал составлять свой план, и... Вообще, его можно было бы при желании понять. В стране и правда творилось невообразимое, крестьяне нищенствовали до такой степени, что дочерей продавали в бордели, а сыновей заставляли идти в армию, политики и олигархи же в это время купались в золоте. Но об этих ли несчастных людях так заботился герой? Нет. «— Во что же ты веришь? — В меч». Он вообще ничего не понимал и, что самое главное, понимать не желал, никакой способности к мышлению и самокритике у него в принципе не было, и все эти его пустые речи о чистоте, мужественности и чести выглядели просто-напросто нелепо. О какой такой битве со злом может говорить человек, который ближнему даже помочь не может? Это как один из тех “героев” из брошюры, который после сорванного бунта прибежал домой и выпустил себе кишки перед своими маленькими детьми; это зрелище очень им по жизни поможет, конечно... Так что как бы ни прикрывался Киёаки любовью к деве, а Исао – любовью к родине, всё это пыль, одного лишь хотела эта мечущаяся душа на самом деле, и то, что этот самурай достигнет своей цели, сомнений не вызывало. «И вдруг несущие кони будто разорвали ярмо...».

    «Блеск стали похож на бледно-синий рассвет над резкой линией гор...». Читать эту книгу, зная, что совершил сам автор... да, это довольно интересный, я бы даже сказала, уникальный опыт. Император – это солнце, надо помочь ему разогнать мрачные тучи, ведь он ничего не знает о тех мерзостях, что творят окружающие его люди!.. Ох, эта классика будет вечной. Добрый и славный правитель, который просто не знает. Как можно в такое верить, ну просто как. И ведь верят же, смотри-ка. Как и верят в то, что, пролив чужую кровь, ею отмоются, куда-то там вознесутся... А эта тоска по “чудесному” прошлому, которое топчет “поганое” современное? Почему-то эти вещи неотделимы друг от друга, когда речь идёт о таких вот “борцах”. Вообще, личность Юкио Мисимы в контексте этой книги невозможно не затронуть, настолько всё это – он сам. Тюремные сцены у меня вызвали какой-то внутренний холод, потому что тюрьма, в которой дожидался суда Исао, находилась на том самом месте, где после сдачи четвёртой части тетралогии её автор, поняв, что его речь не оказала никакого воздействия, сделал себе харакири. Таких пересечений в этой части было так много, что временами становилось не по себе. Конечно, он не мог не понимать, что ни к чему этот его бунт не приведёт, он в отличии от своего героя был всё-таки умным человеком, и именно это приводит к мысли, что он целенаправленно шёл на смерть... как и Исао, да. Что ни говори, но вот в этом плане это занимательный труд, наглядно показывающий, что творится в голове у того, кто всем сердцем верит в подобное – и рвётся к нему. «Это уже не лилия, это – память о ней».

    «Прелестная, направляющаяся к цветам женщина и ласточка разминулись, разлетелись в разные стороны...». Книга, конечно, сложная. Читать её приятно, о, это невероятная поэтическая песнь, то и дело взгляд цеплялся за ту или иную строку, настолько это было красиво: «Воскрешение их связи напоминало утро, когда заря освещает ветку за веткой», – как чудесно сказано, читаешь – и видишь; «Сухие ветви огромных вязов с буйно сплетёнными корнями пустили трещинки по ночному небу, на ветках туманились звёзды», – как прекрасно; «Наступил рассвет: с заднего двора донёсся крик петуха. Крик, огненной молнией разорвавший утренний сумрак. Душераздирающий крик. Он напоминал кровь, хлынувшую из разодранного горла ночного мрака», – этот образ и вовсе захватил меня. Но при всём при том про главное забыть всё-таки сложно, оно – в каждом слове. Главного героя захватило абсолютно такое же фанатичное безумие, и если в первой части чистый снег превратился в чавкающую грязь, то здесь молодой конь понёсся прямо в пропасть, оставив после себя – нет, не красоту, далеко не её. Какими высокими словами расписывались убийства и самоубийства!.. Но всё тщетно. Не превратятся мёртвые тела убитых в прелестные цветы сакуры, не очистит запах крови аромат только что распустившейся лилии, и не карма это, не круговорот и не колесо, это всего лишь смердящие кишки глуповатого юнца. Благородство, честь, отвага? Нет. Кишки. Одни лишь кишки. «Всех накрыло разлившееся в сумерках молчание...».

    «В житейской суете свершает круг за кругом та бадья, что воду черпает... всё бренность!».
    45
    617