Рецензия на книгу
Раз мальчишка, два мальчишка
Ася Демишкевич
Аноним5 октября 2024 г.Раз мальчишка, два мальчишка
Необычно, абсурдно, смело, трагично и грустно ...
Я очень настороженно отношусь к современной российской прозе и стараюсь её вообще не читать, потому что боюсь напороться на какое-нибудь отборное гавно.
Но пару дней раздумий, мы с подругой подобрали себе по несколько новинок и решили в перерывах между основным чтением - ознакомиться.
И это очень даже хорошо. Я вообще ничего не ждала от «Раз мальчишка, два мальчишка».
Перед нами тринадцатилетний Андрей. У него нет друзей, в школе его дразнят "сыном зомбачки", дома сверлит и не любит новая пассия отца. А самое главное - он потерял мать, которая умерла от рака и эта боль не отпускает его, он живет с ней, разговаривает с собой голосом матери, пытается жить дальнейшей жизнью, но живет Андрей только потерями ...
И вот злая мачеха решает отправить тринадцатилетнего Андрея в армию ...
Уже, да, какое-то легкое недопонимание? В армию и в 13 лет? И вот тут, мы сталкиваемся с легким абсурдом, который множится с каждой главой и перемежается с современными реалиями мира, а также тонким намеком на фольклор.
Армия по-своему необычна: тут и два мертвяка, какой-то недалекий мальчик, туберкулёзник, один с протезом на ноге, а сама казарма для так называемых солдат стоит под открытым небом, смутно напоминающая кладбище. А еще здесь есть олицетворение Бабы Яги и жуткий Стригач, который обитает неподалеку в лесу, стригущий и сьедающий волосы парней вместе с их душой и воспоминаниями ...
Поначалу, не очень понятно, что делают здесь парни. Оружия нет, тренировок, как таковых нет, учений нет - зато есть начальство, которое заставляет рассказывать парней сказки про войну. И вот тут-то и кроется смелость этого произведения. Антивоенные намеки подъехали. Сказки про войну, о том, как надо любить свою Родину, делать для неё все. Сказки сначала принимающие забавный оборот превращаются в жестокие и немилосердные рассказы парней, которые по сути своей раскрывают свой внутренний мир, свои глубоко спрятанные страхи и мысли ... А если сказка не будет рассказана - то селяви, расстрел! И чем ближе мы подбираемся к финалу, тем сильнее ощущается на языке трагичность всей ситуации, неизбежность и ее повторение.
*Каждое действие, каждое описание и даже непринужденный диалог, я уже не беру в счет наличие медсестры и якобы какой-то армии - всё так или иначе, относит нас к какому-то неизбежному сравнению, которое буквально кричит и бросается в глаза, оно прямо режет ...
Андрей, вроде бы, который пытается пробиться через весь этот абсурд, раскрыть глаза парням на приказы "существующего" начальства, перебороть страх перед неизвестностью происходящего. Ведь если смотреть глубже, парней просто оставили умирать: еды особо уже и нет, есть смутные обещания на что-то, и есть сказки, которые должны привить любовь к Родине и обязательно про войну и обязательно про то, что дает война и что забирает ...
И есть Андрей, которого что-то внутри гложет, в чем он не может признаться не то что другим людям, даже себе ... Он не может отпустить свою умершую мать, каждый его день нас отсылает к воспоминанию о жизни с матерью, как с ней было хорошо ...
Финал. Как по мне это получилось что-то вроде лимба/повторение одного и того же и это хорошо показано через призму этой армии, которая боится не выполнить приказ "начальства" ... А также, здесь и случится борьба Андрея с самим собой, он взглянет своему страху в глаза, прозвучит некая исповедь его долго гниющей раны, а потом ... А потом начнется всё заново ...10659