Рецензия на книгу
Тошнота
Сартр Ж.П.
Аноним1 октября 2024 г."Я пишу, чтобы прояснить некоторые обстоятельства"
Почему героя тошнит от вещей и живой природы?
Вещи, как и растения существуют бесцельно, бессмысленно. Камень лежит, стакан стоит, презренный червяк мерзко копошится в земле, в этом весь его удел. Персонаж ощущает себя таким же никчёмным. Вся гамма чувств сводится в основном к страху, смущению и стыду перед самим собой. Мнение окружающих Антуана мало интересует. Герой глубоко одинок и своём одиночестве оказывается пожираем собственными мыслями. Он ни с кем не обсуждает свои переживания, в результате дневники читаются как бред безумца. Тревога только нарастает, он словно наматывает свой страх: одно на другое.
Речь тут не идёт ни о какой депрессии. Книга вовсе не о человеке в состоянии депрессии.
Сартр планомерно разворачивает перед читателем концепцию своего философского учения, своих взглядов о проблемах современного ему человечества. Автор пишет о своем поколении. В общем-то появление экзистенциализма было вполне закономерным процессом. Логичным. Когда на рубеже веков Ницше объявил, что Бог умер, появилась потребность в какой-нибудь новой философии, где бы человек пурхался сам по себе, открытый всем ветрам социально-экономической разрухи и комплекса утраты веры.
Мне безумно понравилась литературная форма этого зыбкого мироздания. Это было липко, объёмно, всем нутром прочувствовала мучения героя, и как раз-таки я зацепилась за роман из-за жалости к персонажу. Вначале было скучно и не понятно. Дальше у меня начало щемить сердце, а теперь уже я радуюсь возможности дочитать книгу до конца и посмотреть издалека на всё произведение в целом. Я испытываю восхищение мастерством писателя. Это сильно. Книгу растащили на цитаты. Юмор мрачноват, с привкусом декаданса.
Но те, кто по достоинству оценили эмоции Антуана - они ведь себя узнают, как впрочем и я. Каждый периодически впадает в похожее состояние. Вот только "существование" - ещё и центральная проблема в философии Сартра.
Суть.
Нет никакого божественного промысла в рождении человека, каждая жизнь случайна и бессмысленна. Каждый человек влачит убогое позорное существование до тех пор, пока не начинает прозревать всю суть вселенского абсурда. Когда человек осознает наконец бессмысленность топтания земли и переваривания пищи, тут у него начинает потихоньку открываться "чакра ответственности". Ответственности перед самим собой за поиск своей СУЩНОСТИ. Сартр всё-таки допускает право каждого на обретение сущности. Не всё потеряно для человечества.
Только нечеловеческое мужество и стойкость вернут человеку достойный облик. Лишь на мгновение мы способны вырваться из пучины бездарного прозябания. Вдруг нас посетит проблеск высокого, чистого бытия в вечности. Некая крупица нашей души войдёт в творение всей нашей жизни и мы на время отрешимся от гнусного смрада повседневности, чтобы через секунду вновь погрузиться в быт, рутину, в существование.
Сартр не отрицает памяти поколений, есть что-то непреходящее. Но оно создаётся именно человеком, исходя из его внутренней сущности. Все прочие институты (семья, партия, религия, достижения гуманистов) он не признаёт. Нельзя просто причаститься к чему-то высокому и стать хорошим. Только внутренний стержень и собственные ресурсы человека увековечивают его жизнь для потомков. Всё прочее - пыль, микробы, существование.
Когда ответственность целиком и полностью лежит на человеке, возникает следующая трудность - одна из центральных проблем экзистенциализма - страх и постоянное чувство тревоги. Страх перед будущим: а что, если я не смогу, что если кишка тонка? Тогда опять возвращаемся к нашим баранам - "существование".
Кульминация паники, жуткие фантазии, безумные кошмары - вот чем пестрит книга помимо уныния и скуки. Тошнотворные образы там сплошь и рядом, рвотные, отвратительные, мерзотные. Даже этот несчастный самоучка, который мне казался вообще безобидным, оказался куда хуже всех других подонков - сереньких и пошленьких. Его так называемая "любовь" и высокие стремления, любование искусством... Всё фальшь, всё картон. Весь мир в книге гнилой. Практически ничего прекрасного не описывается, кроме джазовой пластинки.
Читать было волнительно. Тревожность и негатив отчасти передается, его невольно впитываешь. И всё же под конец трудно оторваться. Интересно описываются взаимоотношения с Анной, их встреча произвела сильное впечатление, а финал и вовсе меня покорил окончательно и бесповоротно. Снимаю шляпу перед гением. Это нечто большое и важное. Это история о человеке, о становлении личности, о поиске и обретении. Об успокоении. О каждом из нас.
Р.S. 4 звезды. Одна звезда улетела к детородным членам и кружится над ними где-то вместе с птицами. Я была бессильна тут что-то изменилить. Это необратимый процесс.6373