Рецензия на книгу
Мир как воля и представление (аудиокнига MP3)
Артур Шопенгауэр
Аноним30 сентября 2024 г.Жизнь — это долгое сновидение
Однозначно один из столпов философии!
В первой части – книге, раскрывается основная идея: наш мир, как мы его видим и познаем, не есть объект, а лишь наше представление о нем, и человек в ней главный и единственный представляющий. Идеи перекликаются с мыслями в Ведах и Пуранах или противопоставление «вещи в себе» у Канта. Взаимосвязано объясняет Шопенгауэр взаимодействия вещей, и, хотя, во многом повторяет постулаты Канта чего впрочем и не скрывает, но, на мой взгляд излагает аподиктично и доступно, чем слог Канта: единственный незыблемый и неоспоримый постулат – последовательность времени (сама сущность времени в последовательности). Из которого вытекает действительность бытия как материи, т.е. причина и действие материи, что и составляет бытие. Интересно наблюдать, как философы прошлых веков, приходили к умозаключениям, получившим развитие в настоящее время посредством науки, не зависимо от доказательств. Так, например у Шопенгауэра умозаключение об исключительной интеллектуальности любого созерцания не может не радовать адептов науки, так как он пришел к этому путем эмпирических доказательств, хоть и не своих. Есть, однако, и антинаучные идеи, существовавшие в то время принимаемые Шопенгауэром ошибочно за истину и предикат доказательства, к примеру, физиогномика.
Интересны разграничения разума и рассудка, о применимости и взаимосвязи этих понятий, на сколько силен рассудок без помощи разума и без приложения инстинктов, что показано на примере отличия животного от человека и растений. Поэтому знание является абстрактным сознанием, потому что обусловлено разумом. Автор выражает мысль с которой сходятся многие современные ученые, о том, что «язык – первое создание и необходимое орудие его разума». Автор последовательно развивает мысли Платона о правиле, случае и логике, приходя к некоторой нелогичности частных случаев общих правил, что и приводит к необходимости познания, через разум к ее оплоту – философии (которая начинается там, где кончаются науки), как практической пользе в отличии от логики. Действительное влияние разума – поступки. Однозначно интересная цепочка, даже отчасти антилогична, но подтверждается общими правилами.
Во второй книге, которая более слаба чем первая, даже идеями, развивается понятие воли, как вещи в себе по представлению Канта и идея Платона как объектность воли. Третья книга, как новое продолжение первой, меж тем раскрывает больше суть умопостигаемой деятельности человека и ее проявлений: наука, логика, искусство и разделение этих областей на виды и составляющие. Особенно тонко и ново проработана тема музыки, как единственной области искусства отражающую саму волю, внутреннюю сущность всех явлений в себе, в которой не нужно искать причин, как при созерцательном познании. В четвертой книге, автор продолжает показывать противоречия стоицизма, низвергая возможность счастья как общей цели, без неизбежности добродетели; возможности «блаженной жизни» в счастье без совета к самоубийству. Четвертая часть книги, однозначно лучше проработана чем аналогичная по теме вторая, однако при этом добавила недосказанности. До высшего бала книге не хватило проработки темы Воли, автор не до конца провел доказательную линию, часть материала имеет только описательный характер с примерами противоречий различных учений, но без собственного вывода.
Работа Шопенгауэра по глубине проработки очень похожа на работы Ницше, хоть и с противоположным вектором и не всегда окончены. Он с такой же решительностью обрушивается на стоицизм как Ницше на религию, низводя ее до самоубийственной пропаганды. Конечно, книга не для беглого и поверхностного прочтения, а к тому же для ее понимания и приятного погружения в философию необходима основательная база. Рекомендую перед этой книгой иметь представление о трудах Канта, Платона (особенно о «идее»), Евклида, Юма, понятий стоицизма, немецкой философии и конечно, ранние труды самого Шопенгауэра, на которые он, постоянно ссылаясь, не повторяет смысл ссылок.7674