Рецензия на книгу
Страдания юного Вертера
Иоганн Вольфганг Гете
Аноним30 сентября 2024 г.Ведь то, что я знаю, узнать может всякий, а сердце такое лишь у меня
Итак, прочитана классика классики, одно из основополагающих произведений сентиментализма, которое провоцировало молодежь на самоубийства до изобретения аниме и компьютерных игр. (Кстати, занятный факт - сам Вертер перед смертью читал пьесу "Эмилия Галотти", где главную героиню по ее просьбе убивает отец, чтобы сохранить ее честь) Кто помнит впечатления от "Бедной Лизы" в школьной программе, может оценить, насколько ему понравятся "Страдания юного Вертера" с чисто читательской точки зрения. Но с исторической точки зрения это было довольно познавательно.
Наверное, все знают, что это история про несчастную любовь. Но она еще и в целом про конфликт разума и чувств во всех возможных проявлениях. Герои ведут долгие споры о том, возможно ли силой разума управлять чувствами, являются ли страсти однозначными пороками, может ли совершенный под действием страсти поступок быть моральным и так далее. Изначально Вертер вроде бы готов согласиться, что сильные чувства - это что-то вроде болезни, поэтому хотя по сути своей это нечто плохое, нельзя требовать от человека контролировать их или осуждать за поступки, совершенные под их влиянием. Но потом окончательно переходит на позицию в духе "зорко одно лишь сердце".
Ну и куда его эта философия завела, все знают.Мне кажется важно, что хоть запретная неразделенная любовь к замужней женщине стала главным мотивом самоубийства Вертера, но вообще это была только самая яркая сторона его конфликта с обществом. Между тем, как возлюбленная Вертера выходит за другого и тем, как он впадает в полное отчаяние, он пытается как образованный молодой человек строить карьеру на государственной службе. Но то, чем он занимается, кажется ему абсолютно бессмысленным, а из-за нарушения порядков светского общества Вертеру в конце концов приходится уйти со службы.
Так же как разум и чувства, противопоставляются природа и созданное человеком. Сельская местность прекрасна, по сравнению с городом, настоящий художник должен учиться у природы, черпать вдохновение в душе, но не пытаться "поверить алгебру гармонией". Ну и конечно выросшие в деревне девушки прекрасны в своей чистоте и непосредственности, по сравнению со светскими барышнями.
Еще Вертер делает потрясающее (и для своего времени, возможно, потрясающее без иронии) наблюдение, что простолюдины тоже люди и даже способны на глубокие чувства:
Я отлично знаю, что мы неравны и не можем быть равными; однако я утверждаю, что тот, кто считает нужным сторониться так называемой черни из страха уронить свое достоинство, заслуживает не меньшей хулы, чем трус, который прячется от врага, боясь потерпеть поражение.<...>
Значит, такая любовь, такая верность, такая страсть вовсе не поэтический вымысел; она живет, она существует в нетронутой чистоте среди того класса людей, которых мы называем необразованными и грубыми. А мы от нашей образованности потеряли образ человеческий!«Мы будем играть в счет, — объявила Лотта. — Внимание! Я пойду по кругу справа налево, и вы считайте за мной; каждый должен называть то число, которое придется на него, и так до тысячи, только живо, без задержки, а кто запнется или ошибется — получит пощечину». Зрелище было превеселое. Она пошла по кругу с поднятой рукой. Первый сказал «раз», сосед его — «два», следующий — «три» и так далее. Потом она зашагала быстрее, все быстрее; один ошибся, бац! — пощечина, от смеха спутался другой, опять бац! — а она шла все быстрее. Я сам получил две оплеухи и с тайной радостью отметил, что они были явно увесистее тех, что доставались другим. Игра закончилась всеобщим смехом и гамом, не дойдя до тысячи.32546