Рецензия на книгу
Мастер ветров и закатов
Макс Фрай
Аноним1 февраля 2015 г.Знаете, а Макс Фрай сильно изменился. Даже больше, чем изменились многочисленные персонажи, населяющие его книги. Когда-то в начале моего с ним знакомства, в Лабиринтах Ехо, автор постоянно твердил мне, что тот мир, в котором проживаю лично я, читатель – это страшный и мрачный Мир Паука, сбежать из которого величайшее счастье, пусть даже и в полную неизвестность. А неизвестность – штука интересная и завораживающая, но по большей части – опасная: то жуть какая воплотится в водителя общественного транспорта, идущего между мирами, то в соседнем доме заведётся древнее чудище, доводящее окружающих до смерти кошмарными снами, то коллега из соседнего кабинета окажется сумасшедшим маньяком с изменённой личностью. И тут вдруг тот же автор начинает объяснять тебе, что мир может быть приветливым и дружелюбным местом, неизвестность вовсе не обязана пугать, ведь бесконечностью возможностей можно и восхищаться, не все чудеса опасны, а изменения бывают к лучшему. Впервые такое ощущение у меня оставил «Ключ из жёлтого металла», а «Мастер ветров и закатов» окончательно убедил меня в том, что литературный мир (и миф) Макса Фрая теперь выглядит именно так.
Нравится ли мне это? Сложно сказать. Если я за что-то и благодарна книгам Фрая, так это за то, что они научили меня не бояться перемен, а радоваться им как новой возможности. Поэтому изменения, которые возмутили многих других фанатов, лично меня ничем не расстроили и не обидели. Макс начал говорить Джуффину «ты»? Так после того, что между ними случилось, было бы странно оставаться в прежних отношениях. Сэр Шурф ржёт как ненормальный, изображает подростка и отлынивает от работы? Так опять же было бы странно, если бы того, кто стал самым могущественным человеком Соединённого Королевства, продолжали преследовать те же кошмары, что и прежде. Этот мир оказался очень живым, а значит должен меняться, так что здесь все правильно. Другое дело, что мир Сновидений Ехо какой-то уж слишком утопично-бесконфликтный. Одну, две, даже пять книг рассказанных в такой мягкой, дружелюбной тональности читать, наверно, интересно. Но может ли оставаться интересной целая серия настолько светлых и доброжелательных книг? Правда, название следующей, совсем недавно, как я понимаю, вышедшей книги – «Слишком много кошмаров» . А потому я уже предвкушаю возвращение «фирменной фраевской жути».
Так что «Мастер ветров и закатов» получился книгой странной и спорной, наделённой непропорциональной, многих раздражающей композицией, кажущейся чуть ли не бесконечно длинным прологом к самой себе. Да и тема об искусстве и его творцах кажется, мягко скажем, заезженной. Её, конечно, можно назвать и вечной, но я буду неполиткорректна. Чаще всего тема искусства в произведении искусства выглядит для меня как попытки самооправдания автора в лучшем случае, а в худшем же – как банальная графомания и отсутствие идей. Этакая «чукотская песня» – что вижу – о том и пою. Хотя, следует признать, что Фраю удалось продемонстрировать чувство меры и вкуса, не ударившись в пафосные рассуждения о «величии» и «значении».
Таким образом, несмотря на изначально раздражающую тему и бессобытийную мягкость сюжета, книга оставила после себя удивительно приятный шлейф ощущений. По большей части благодаря самому факту своего существования и, конечно, тому, что стала для меня воплощением happy end’а лично для сэра Макса из Ехо, за которого я так нелепо и искренне переживала с того самого времени, как мне в руки впервые попал «Тихий город» . И, наверно, ещё потому, что новая фраевская книга в который раз совпала с важным событием в моей реальной жизни. Мне тоже удалось вернуться в давно покинутое, но любимое место, поэтому и ощущение причастности к происходящему с любимыми персонажами не покидало меня ни на миг…
Как и любую другую книгу Макса Фрая оценивать адекватно не могу. Ставлю ей пять звёздочек, но это оценка «от души», не связанная ни с каким анализом и доводами разума.763