Рецензия на книгу
Илиада. Одиссея
Гомер
lastochnika31 января 2015 г.Н. Кун. «Что рассказывали древние греки о своих богах и героях».
Скажите мне, кто в начальной школе не увлекался мифами и мифологией? Кто не читал взахлеб о подвигах Геракла, отмахиваясь от буйного воображения, подкидывающего образы Лернейской гидры, один другого страшнее? Кто не разбирался в семейных связях и хитросплетениях жителей Олимпа? Скажу честно, именно мифы Древней Греции были первой и единственной мыльной оперой, с которой я когда-либо сталкивалась. Да простят меня древнегреческие боги!
У христиан, все гораздо проще, лаконичнее и строже – Бог представляется высшей силой, определяющей жизнь людей, и вообразить его участником семейных разборок, стороной неразделенной любви и проч. просто невозможно и даже кощунственно. Собственно говоря, то же самое можно сказать и о Будде – земном существе, юноше, достигшем просветления.
Религия древних греков значительно отличалась от большинства иных религиозных воззрений. Так, внешность древнегреческих богов была приближена к человеческой, и они не были идеалами, сияющими божественным светом. Так, Гефест был «некрасивым, хромым, но с могучими руками, широкой грудью и мускулистой шеей».
Помимо откровенно человеческой внешности, не лишенной несовершенств, богам Древней Греции не были чужды и типично людские проблемы. Например, жители Олимпа не смогли избежать проблемы отцов и детей. Сложные отношения были между Зевсом и Аресом – первый «не любил своего сына, которому приятны лишь распри, битвы да убийства». Не обошла стороной древнегреческих богов и неразделенная любовь (Аполлон и Дафна, а также множество других примеров), семейные склоки… Удивительно, но древнегреческие божества, являясь высшими силами и верша судьбы людей, все же и сами подчинялись судьбе.
Иными словами, боги Древней Греции были близки человеку и обладали некоторыми человеческими чертами, и в этом проявлялась ориентированность древнегреческой цивилизации на личность человека, ее ценность.
Ценность книги Н.Куна заключается в том, что он систематизировал все эти хитросплетения судеб богов Древней Греции и отчасти Древнего Рима, а также уделил особое внимание героям – подвигам Геракла, Тесея, трагедии Дедала и Икара и пр.
Минусом повествования Н. Куна можно назвать некоторую наивность и «детскость» языка. К середине книги обратный порядок слов («но не окончилась этим борьба», «победили боги-олимпийцы своих врагов» и пр.) начинает утомлять. Однако стоит учитывать, что книга рассчитана на школьников, которые, возможно, не обратят внимания на эту наивность и нарочитость, которая роднит повествование Н.Куна со сказками.
Гомер. «Илиада» и «Одиссея».
Еще только начиная читать Гомера, я подумала, что не смогу написать рецензию хотя бы из уважения к настолько древней и седой классике. «Илиаду» и «Одиссею» читали современники сказителя; люди, жившие в эпоху Возрождения и эпоху Просвещения; люди, жившие в эпоху бурных и богатых на события XIX и XX веков… Каждый воспринимал этот поистине бессмертный эпос по-своему. По-своему его восприняла и я, поставив этого древнего грека на одну полку с никак не дающимся мне Федором Михайловичем.
10576