Рецензия на книгу
Илиада. Одиссея
Гомер
Deny30 января 2015 г.Допущение: всё, сказанное в мифах и эпосах правда и только правда.
«Что рассказывали греки и римляне о своих богах и героях»
Так вот, рассказывали они о том, как появились небо и земля, и всё, что на них, в них существует. Рассказывали о происхождении богов, о том, кто из них чем повелевает, каким отличается нравом. Впрочем, по большей части нравы у богов схожи: боги гневливы, но большей частью милостивы к просящим снисхождения; самолюбивы, не отличаются справедливостью, порой проявляют великодушие.
Жестоки божества большей частью не только к тому, кто нанес обиду, но и ко всем родственникам, а порой и вообще к третьим лицам. Этого яркий пример Гера: не имея возможности отыграться за измены на самом Зевсе, она постоянно мстит его «женам», а порой и детям – вот как Гераклу.
Еще боги требуют почтения. Вот, например, Афина и Арахна: вызвала Арахна Афину на состязание, и полотна обеих были прекрасны. Так за что наказала Афина смертную? За то, что
в изображениях ее видно было неуважение к богам, даже презрение.
Злую нам участь назначил Кронион, что даже по смерти
И какое отношение неуважение имеет к основанию спора: кто лучше ткет? А вот…
Дальше вообще чудно: Арахна повесилась, а Афина «из сострадания» превратила ее в паука и сказала: «Живи, надменная! Но ты будешь вечно висеть, и вечно будет длиться это наказанье и в твоем потомстве».
Действительно: сострадающая богиня Афина!
То же рассказывали и о героях: кем был рожден, как рос, чем отличился, каков по характеру. У большинства героев есть хоть какая-нибудь мерзкая черта характера, или они совершают какой-нибудь мерзкий поступок. Ну, Тесей, например, Елену прекрасную похитил (но это для богов не проступок, наказали его за то, что он потом пытался Персефону похитить, а это вам уже не смертная дева!), Беллерофонт пытался до Олимпа долететь.
Герои то и дело кого-нибудь убивают случайно, нечаянно, или во гневе, но что с этого? Но большей частью это сходит им с рук: герои ведь.
А я? А что я? Прочитала, хотя скучно было невообразимо. Да, архетипы, классические сюжеты, но, читать о том и о тех, что совершенно не твое, где ни к кому нет живого чувства не то чтобы симпатии, но хотя бы явного гнева, презрения - ужасно! Книга, не вызывающая эмоций, клонит в сон.
«Илиада»
Предыстория: три богини поспорили за звание прекраснейшей и устроили тендер, устроителем которого был назначен Парис – троянский царевич. В тендере победила Афродита, пообещав Парису в награду прекраснейшую женщину. Женщину (Елену) однако, выдали замуж за Менелая. Итак, Афродита надоумила Париса похитить Елену, а заодно и сокровища Менелая, что он и сделал. 10 лет живут Парис с Еленой, потом Менелай, собрав таки войско из бывших женихов Елены и присоединившегося к ним Ахиллеса, пошел на приступ к Трое, война длится уже 9 лет.
История.
Мы оставаться должны на бесславные песни потомкам!
Если кратко и по делу: «Илиада» в общем-то рассказывает о крошечном эпизоде троянской войны: ссоре Ахиллеса и Агамемнона, после которой Ахиллес отказывается воевать, случившегося после этого почти полного разгрома греческого войска, смерти Патрокла, возврата Ахиллеса в сражение и убийства им Гектора. Всё.
Если с эмоциями: Итак, десятый год троянской войны. Если сильно упростить, то греки, пришедшие в Трою из-за бабы, из-за бабы же (точнее двух) умудрились переругаться. Умный «водитель народов» Агамемнон вынужденный отдать (за выкуп!) добытую им Хрисеиду, позарился на Ахиллесову Брисеиду и отнял оную в своё владение. Умный и благородный Агамемнон. Ага. Умудрился поругаться с единственным воином, несвязанным клятвой женихов! Да еще и сильнейшим в войске.
Ахиллес впрочем, не сильно умнее. Озлившись на Агги, он бросил все войско. Ну, подумаешь там друзья, товарищи, которых он любит. Гнев и злоба перевешивают. Мало того, он просит свою мать умолить Зевса даровать воинскую удачу троянцам, пока они не дойдут до кораблей аргивян, а понятно же, что греки будут нести потери, пока их будут теснить.
После этого начинается кровавое месиво. Если посмотреть, практически вся поэма – жестокая война, с детальными описаниями убийств. Выпавшие на землю глаза, развороченные утробы, пробитые пузыри и сокрушенные кости, вывалившиеся внутренности и растекшиеся мозги. Накал жестокости снижается только велеречивостью поэмы. Гомер размерен и неспешен, а размеренное убийство не так страшно. Зато гораздо омерзительнее: успеваешь представить себе картину во всех подробностях.
Война прекрасно показывает могучесть, яростность, безумное буйство, осторожность, раздумья, трусость воинов и богов.
Впрочем, боги себя во всей красе показывают не столько в сражении, сколько в интригах. Странно, кстати, что не воюют Фемида и Дика, которые должны бы быть оскорблены, что тендер Париса назвали судом (правда, против кого им воевать, я так и не решила). Боги угрожают, подстраиваются, обманывают, обольщают. Враждуют друг с другом. В общем, люди как люди, только бессмертные и уровень силы и мощи гораздо выше, чем у любого из героев. Умиляет непоследовательность Зевса, который каждый раз сомневается: ну уже позволить убить такого-то троянца или еще дать пожить? И неизменно злобная к троянцам Гера, каждый раз нудящая: убить, убить!!!!
Как все уже поняли, мнение мое и о богах, и о героях, довольно низкое.
Что есть человечного в поэме?
Разговор Гектора с Андромахой. Вот, пожалуй первый эпизод, в котором показан не герой, не воин, а человек, муж, отец. Живой и настоящий. Да: Гектора я люблю и каждый раз страдаю, от того, что он должен умереть во цвете лет.
Страдание Ахиллеса по Патроклу. Плач рабынь по нему же: «с виду, казалось о мертвом, но в сердце о собственном горе».
Моление Приама о выдаче тела Гектора, в котором пронзительное:
Я испытую, чего на земле не испытывал смертный:
Мужа, убийцы детей моих, руки к устам прижимаю!
И два врага, объединенные горем:
Оба они вспоминая: Приам – знаменитого сына,
Горестно плакал, у ног Ахиллесовых в прахе простертый;
Царь Ахиллес, то отца вспоминая, то друга Патрокла,
Плакал и горестный стон их кругом раздавался по дому.
Впрочем, сразу после этого, Ахиллес, озлившись на Приама, грозит ему.
В общем, простодушны и буйны греческие герои. Совсем как греческие боги. И те, и другие герои не моих романов.
Звучание Илиады напевно, народно – но тут сложно судить: перевод же. Какова она в оригинале мне не узнать. Тем не менее: многочисленные эпитеты, устоявшиеся выражения, образность, сравнения с явлениями природы и зверями – красиво и звучно. С учетом того, что речь всё-таки о войне, мне читать было тяжело, порой хотелось бросить и в отзыве написать: «многа букаф ни асилил». Осилила. Но все равно: не мое.
Любопытствование: Елену сначала похитил Тесей. Не верю, что он не всходил к ней на ложе. Не верю! Потом Менелай. Получается, он взял Елену не деву, а женщину. Потом 20 лет с Парисом. Вот через 20 лет, 10 из которых среди войны, среди людей, которые к ней относятся… по разному (в Илиаде Елена говорит о том, что не попрекали ее только Приам и Гектор), какова была Елена, что еще была нужна Менелаю. Он же отказывается от сокровищ, которые ему был готов отдать Парис, т.к. к ним не прилагается Елена. Вот что это у Менелая: любовь или бычье упрямство?
«Одиссея»
Наконец-то действие! Нет, «Одиссея» тоже не мое произведение, но после коротких и прямолинейных мифов, нескончаемой троянской войны, поэма, в которой происходят события - просто бальзам.
Итак, из этого увлекательного произведения мы узнаем о нраве и быте разных народов, как то:
Циклопы: любят пожирать своих гостей, но не слишком сообразительны, легко ослепляемы.
Лестригоны: великаны, свирепые людоеды. Бегите!!!
Феакияне: прекрасные мореходы, сильные бегуны, любители повеселиться на пирах. Отличаются язвительным языком, а также владеют уникальным навыком: их корабли «понимают своих корабельщиков мысли». Но учтите: доставлять вас на родину феакцийцы не будут, последним счастливчиком был Одиссей.
Также вы прогуляетесь по прекрасным местам, например, острову сладкоголосых сирен, которых можно слушать, но причаливать к их берегу рекомендую только если вы хотите смерти; остров Эолия: можете гулять по нему без опаски, главное не ешьте быков или баранов владельца этой земли.
Еще вы познакомитесь с Цирцеей и Каллипсо, встретите старых знакомых: Менелая, Нелея, Елену. Наконец, будете представлены Пенелопе, а главное поучаствуете в играх с переодеванием и изменением внешности, и истреблении беззаконных пожирателей чужого добра.
Расскажут вам и о местных итакийских) обычаях и нравах. Кстати, меня поразил в самое сердце следующий эпизод:
Хлебов принес им Месавлий, который, в то время как в Трое
Царь Одиссей находился, самим свинопасом из денег
Собственных был, без согласья царицы, без спроса с Лаэртом,
Куплен, для разных прислуг, у тафийских купцов мореходных.
Получается, Евмей, «свинопас богоравный» (одно это уже великолепно) на свои собственные деньги (ух, ты! У раба свои деньги!), купил себе… раба! Каков статус этого раба раба? Кто распоряжается его судьбой? Теряюсь в догадках…
Горемыка Одиссей порой забавен. Известный как хитроумный муж, обманщик и интриган, он говорит:
Мне самому ненавистней Аидовых врат ненавистных
Каждый обманщик, ко лжи приневоленный бедностью тяжкой.
Т.е. ненавистен ему тот, кто ко лжи 1)приневолен; 2) бедностью. Вот если по доброй воле, или приневолен не бедностью, а чем-то другим, то видимо, такой обманщик Лаэртиду по сердцу.
Кстати, Одиссей не только от недостатка хитрости не умрет, но и скромности тоже:
Я Одиссей, сын Лаэртов, везде изобретеньем многих
Хитростей славных и громкой молвой до небес вознесенный.
Мило, не правда ли?
В поэме уже привычно кознодействуют боги, сея несправедливость и смерть. Хитрят и лгут герои. А вот женщины уже появляются не только в своих покоях за тканьем, но и на прогулках, за играми, на пирах, они даже говорят, порой даже раньше мужчин, что в принципе приятно.
В итоге, «Одиссея» - самое приятное, что есть в сим сборнике.Рекомендую читать, если любите величавый гекзаметр, неспешность. приключения, кровавые сражения.
10161